16 апреля, 17:00

Сформировать у школьников навыки XXI века поможет социально-эмоциональное обучение



XXI век диктует новые тренды в образовании, одним из которых становится развитие у детей социальных и эмоциональных навыков. Какой опыт в этой сфере уже накоплен? Кто и как занимается формированием и развитием этих навыков? Какие результаты ждут нас в будущем? Об этом посетителям Московского международного салона в четвертый день его работы рассказала директор по маркетингу компании «Просвещение» Елена Жаданова.

Один из глобальных трендов современного глобального образования – социально-эмоциональное обучение (SEL). В России оно пока недостаточно развито, и едва ли не единственный пример – методика комплексного развития эмоционального интеллекта «Монсики», где каждый сказочный герой олицетворяет ту или иную эмоцию, помогая ребенку «подружиться» с ней.

О том, какие навыки будут востребованы в XXI веке, сказано много, однако наиболее важны личностные характеристики, считает Елена Жаданова: любознательность, инициативность, настойчивость, умение адаптироваться, способность к лидерству, к социокультурной коммуникации. В условиях четвертой промышленной революции – эпохи колоссальных перемен, сложных отношений и неточных смыслов – невозможно четко прогнозировать модели жизни, поведения, обучения, построения карьеры. В мире, в котором предстоит жить сегодняшним первоклассникам, не будет существовать более половины современных профессий, поэтому предстоит учиться всю жизнь.

В этих условиях появляется новая форма доступа к знаниям – мобильное обучение, когда у каждого ученика может быть своя образовательная траектория. Дети учатся друг у друга в социальных сетях, а производители учебных материалов должны учитывать, прежде всего, потребности и психологические особенности детей, а не учителей – например, использовать игровые методы обучения, видеоинформацию и другие форматы, привычные для подростков. Учитель становится фасилитатором, используется технология «перевернутый класс», когда сначала дается задание, а на уроках происходит обсуждение уже изученного. Есть мнение, что к 2030 году появится первый букварь с искусственным интеллектом, хотя, отметила Елена Жаданова, в данный момент у издателей нет понимания, как он будет выглядеть.

Мировой опыт показывает, что социально-эмоциональное обучение во многом решает проблему формирования навыков XXI века. Например, благодаря технологиям SEL дети учатся договариваться между собой, находить компромиссные решения. Растут и их образовательные результаты. При этом важно, чтобы в образовательный процесс были вовлечены родители. Исследования компании «Просвещение» показывают, что в основной школе родители меньше интересуются учебой детей, нежели в начальной, а в старшей школе их больше интересуют результаты ЕГЭ, так что необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. В целом же, по мнению Елены Жадановой, в продвижении SEL в России должны быть заинтересованы все стейкхолдеры, заинтересованные в развитии современного образования, - педагоги, родители, политики, исследователи, представители бизнеса.