7 сентября, 9:00

Построение образовательных и профессиональных траекторий необходимо начинать как можно раньше



6 сентября на Московской международной книжной выставке-ярмарке на стенде ГК «Просвещение» прошёл мастер-класс «Построение образовательных и профессиональных траекторий в XXI веке». О проблемах профориентации и путях решения их рассказал Кузнецов Кирилл Геннадьевич, руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Вопрос профориентации учащихся в данное время стоит очень остро, сейчас порядка 50% выпускников вузов устраиваются работать не по специальности. Виной этому множество причин, среди которых можно выделить низкую осведомлённость о специальностях и профессиях; навязывание чужого мнения; отсутствие комплексного подхода к профориентации на всех стадиях обучения и другие.

«Невозможно точно спрогнозировать, какая специальность в будущем будет востребована. Важны не профессии будущего, а развитие нужных компетенций. А они известны: креативность, умение решать сложные задачи (с которыми не может справиться компьютер) и коммуникативные навыки», - отметил Кирилл Кузнецов.

Многие считают, что профориентация проходит в 7 классе и этого достаточно. На самом же деле это только первый шаг, на котором ребёнок должен начать знакомиться с профессиями, научиться находить и использовать свои таланты.

Существует множество тестов, для определения способностей школьников, но они теряют свою пользу без комплексного подхода. Создатели пособий «Моя будущая профессия» Просвещения выделяют сразу 5 подходов, по которым необходимо двигаться для достижения наилучших результатов:

  1. Диагностико-консультационный. Важно не просто провести с ребёнком тесты и показать ему результаты, необходимо также объяснить ему, что это значит, и посоветовать пути развития.
  2. Активирующий. Самый лучший путь к будущей профессии – это когда ребёнку помогают активировать свои внутренние таланты и способности, основываясь на которых, он сделает правильный выбор.
  3. Развивающий. К сожалению, целый ряд компетенций в школах и вузах не преподают (например: коммуникативность), поэтому важно развивать их в ребёнке.
  4. Практико-ориентированный. Теория – это хорошо, но её всегда надо закреплять на практике.
  5. Информационный. Только зная достаточно о той или иной профессии, ребёнок может сделать правильный выбор.

 

В пособиях «Моя будущая профессия» максимально возможно реализованы эти принципы профориентации, они помогут школьникам правильно выбрать дальнейший уровень образования (СПО/ВПО), профиль образования, предметы для сдачи ОГЭ/ЕГЭ и, главное, наиболее подходящую профессию.