8 сентября, 19:00

Педагоги должны обучать детей с использованием ресурсов города



Московские школьники должны в полной мере использовать культурно-образовательные ресурсы города в учебном процессе. В школах столицы – пятидневная рабочая неделя, а суббота освобождена для различных проектов, реализуемых совместно с вузами, музеями, технопарками и городскими предприятиями. Сегодня эти проекты доступны всем столичным детям – ведь они учатся в школе под названием «Москва».

О возможностях, которые предоставляет город для всестороннего развития школьников, в том числе для профориентации и углубления научных знаний, рассказали участники круглого стола «Город как образовательное пространство», состоявшегося 8 сентября в рамках Московского международного форума «Город образования» на ВДНХ.

Перед московскими учителями стоит серьезный вызов – учить детей с использованием ресурсов города, отметила директор Городского методического центра Москвы Марианна Лебедева. Она напомнила, что с 1 сентября по решению мэра Москвы Сергея Собянина вход в городские музеи стал бесплатным для школьников, учителя могут проводить там уроки, объединяя возможности системы образования и музейного дела. ВДНХ – это тоже большой московский музей, и его ресурс необходимо использовать в полной мере.

Марианна Лебедева рассказала о проекте «Учебный день на ВДНХ», когда школьники посещали различные павильоны ВДНХ и выполняли там специальные задания. Они пользовались рабочими тетрадями, подготовленными для этого специалистами Городского методического центра, ВДНХ и компании «Просвещение». Например, там есть задания по зоологии, радиотехнике, истории и другим наукам, которым посвящены экспозиции.

Особое впечатление на школьников произвел Исторический парк «Россия – моя история». Важно, что красочных экспозициях этого павильона можно увидеть портреты исторических деятелей разных эпох, и они легко запоминаются – при том что на ЕГЭ по истории вызывают особую сложность задания, где нужно назвать исторического деятеля по его портрету, подчеркнула Марианна Лебедева.

Мария Белиоглова, куратор музейно-образовательных программ Политехнического музея (его основное здание закрыто на реконструкцию, и одна из временных экспозиций – «Россия делает сама» - работает на ВДНХ) рассказала об особенностях организации экскурсий для школьников.

Во-первых, темы экскурсий стараются соотносить со школьной программой. Во-вторых, учитываются особенности восприятия детей разного возраста. Детям не интересны монологи экскурсовода, им необходимо взаимодействие, они хотят всё потрогать руками. Особенно популярны интерактивные программы - например, «Урок без портфеля», «Школа без парты», когда детей делят на малые группы, и они сами исследуют музейное пространство, проводят эксперименты с экспонатами, узнавая то, что не прочитаешь в учебнике.

Мария Белиоглова также отметила целесообразность использования рабочих тетрадей в ходе экскурсий, подчеркнув, что при разработке тетрадей для проекта «Учебный день на ВДНХ» были учтены мнения представителей музейного сообщества. Например, были немного упрощены задания и сокращены тексты, чтобы их проще было читать и воспринимать в затемненном пространстве музея. Так что экскурсоводу оставалось лишь направлять детей в зале, и они выполняли задания самостоятельно.