9 сентября, 17:00

Подготовка детей к школе должна быть комплексной



Современные дошкольники развиваются намного быстрее, чем даже несколько лет назад. Благодаря взаимодействию в информационной среде многие к первому классу умеют читать, считать и набирать текст. Однако это не уменьшает важность дошкольного образования, которое создает условия развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, укрепляет их физическое, психическое здоровье и эмоциональное благополучие, развивает способности и творческий потенциал.

Как должно развиваться дошкольное образование и какие факторы способствуют успешному обучению детей, размышляли 9 сентября участники дискуссии «Будущий первоклассник» на Московском международном форуме «Город образования».

По мнению Оксаны Ереминой, ведущего научного сотрудника Федерального института развития образования, автора издательства «Просвещение», в числе условий успешного обучения в первом классе – психологическая и мотивационная готовность к школе, которая предполагает стремление и желание ребенка учиться. Кроме того, ребенок должен быть готов к школе интеллектуально - в дошкольном возрасте необходимо развивать его познавательные способности. Важно также научить его контролировать свои эмоции и психические процессы.

Один из главных принципов подготовки ребенка к школе – преемственность: в программе дошкольного образования должны содержаться те элементы, которые в полной мере будут реализованы в начальной школе. Пособия ПМК «Преемственность», автором которого является Оксана Еремина, «сочетается» со всеми образовательными программами начального общего образования, но лучше всего – с УМК «Школа России». В ПМК входят различные пособия, предусматривающие задания на развитие памяти, мелкой моторики, пространственных представлений, логики, воображения и, конечно, эмоционального интеллекта.

Подробнее об эмоциональном интеллекте рассказала Виктория Шиманская – ведущий российский эксперт по его развитию, автор образовательного курса «Краски эмоций», в рамках которого дети в игровой форме осваивают различные модели восприятия, осознания и взаимодействия с реальностью (осознанность, самооценка, самореализации и др.).

Виктория Шиманская подчеркнула, что ни в коем случае не считает soft skills основными в образовании. Конечно, умение работать в команде, гибкость мышления, умение оперировать большим количеством информации и другие навыки важны, но их не нужно противопоставлять интеллектуальному развитию. Эмоциональная сфера – катализатор для усвоения знаний, а в дошкольном образовании – для подготовки к чтению и письму. Методики развития эмоционального интеллекта особенно актуальны для дошкольников, поскольку помогают им эффективно подготовиться к учебе в первом классе.

Герои учебных пособий, способствующих развитию эмоционального интеллекта, - монсики, сказочные герои, в которых сочетаются волшебство, фантазия и реальность, а это лучший способ восприятия мира детьми, рассказала Виктория Шиманская. Монсики становятся проводниками детей в мире эмоций, учат их ими управлять.

Подводя итог дискуссии, ведущий методист центра начального образования издательства «Просвещение» Татьяна Горбунова отметила, что подготовка к школе должна быть комплексной и содержать самые разные компоненты. Поэтому целевой ориентир авторов программ и учебных пособий для дошкольников – обеспечить гармоничное развитие детей, заложить основы достижения ими успеха в дальнейшей учебе и во взрослой жизни.