25 мая, 16:00

Инвестиции в образование улучшат качество человеческого капитала



«Умные» инвестиции в образование – это не просто вложение средств ради получения прибыли, но и, прежде всего, развитие новых технологий, апробация новых подходов и создание новых образовательных моделей. Это не благотворительность, не создание элитных школ для детей, а драйвер развития человеческого капитала, считают участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме при поддержке ГК «Просвещение».

Как отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, доля ВВП, которую российское государство выделяет на образование, значительно ниже, чем в странах, с которыми мы конкурируем. Этот недостаток можно компенсировать частными инвестициями в систему образования, причем не столько со стороны семей, сколько со стороны бизнеса.

Помощник Президента России Андрей Фурсенко подчеркнул, что прорыв в будущее невозможен без нового качества человеческого капитала. Нужны инвестиции не только в здания, сооружения и оборудование, но и в знания, в интеллектуальное развитие. «В цифровой экономике soft важнее, чем hard. Оборудование стоит дешевле, чем программное обеспечение», - напомнил он.

«Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды, - заявил первый вице-президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. - Эта среда должна быть цифровой и способствовать формированию у школьников навыков и компетенций завтрашнего дня. Так инвестиции будут способствовать улучшению качества человеческого капитала».

По мнению Михаила Кожевникова, частные компании смогут не только поставлять в школы комплексные образовательные продукты, но и обеспечивать их обслуживание, учить преподавателей работе с ними. Ключевой задачей инвестора будет повышение образовательных результатов, а также рост удовлетворенности населения качеством работы системы образования. Для этого необходимо объединить усилия государства и бизнеса, распределив между ними возможные риски и зоны ответственности.

Вице-президент ВЭБ Михаила Алашкевич подчеркнул, что средства, вложенные инвестором, государство должно возвращать ему лишь в случае достижения понятного социально-экономического эффекта. Таким эффектом может быть, к примеру, снижение числа школьников с низкими академическими результатами в конкретных образовательных организациях. Тогда инвестор будет предлагать новые идеи, нестандартные решения и технологии, которые помогут решить поставленную проблему.

В обсуждении темы инвестиций в образование также приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор ИТМО Владимир Васильев, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина, другие российские и зарубежные эксперты.