Издательство «Просвещение» имеет богатую и яркую историю, многолетние традиции, неразрывно связанные с историей страны и системы образования.

В 1930 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», развернулось строительство новых школ, была расширена подготовка педагогических кадров. Руководство страны наметило первоочередные меры по формированию учебно-методической инфраструктуры школы, в числе которых было открытие специализированного издательства учебной литературы.

В том же 1930 году на базе литературного отдела Наркомпроса постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Учебно-педагогическое издательство («Учпедгиз РСФСР»). Его первым учебником стал «Поход за грамоту» М.Ф.Робинсона и М.Л.Закожурниковой. В первый год работы издательство выпустило 29 миллионов книг.

 

В 1933 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы», в котором было отмечено, что «обучение в школе не дает достаточно объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки». Для исправления сложившейся в образовании ситуации было принято решение о создании «стабильных, общепринятых и удовлетворяющих требованиям науки учебников».

Выполняя это постановление, Издательство наладило выпуск стабильных учебников и пособий по всем предметам школьной программы. Среди них особое место заняли учебники на языках народов СССР, учебники для детей с особыми потребностями - с недостатками слуха, речи и интеллекта.

К концу 1930-х годов благодаря, в том числе, деятельности Издательства была практически ликвидирована безграмотность: по данным всероссийской переписи 1939 года, доля грамотного населения составила 89,1% (показатель 1926 года - 56,6%).

В годы Великой Отечественной войны школы в СССР продолжали работать, причем доля детей, получавших образование, с 1941 до 1945 года увеличилась. В школу начали принимать с семи лет, появились золотые и серебряные медали. Издательство «Учпедгиз», эвакуированное в Киров, не прекращало работу, выпустив 233 учебника и пособия, в том числе «Учебник русского языка для бойцов Советской Армии». Многие сотрудники ушли на фронт, но даже там продолжали работать над книгами - например, С.А.Зыков, автор учебников для глухих детей.

Художник Издательства М.Л. Гуревич был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза». Более 100 сотрудников были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В послевоенный период силами известных педагогов и психологов Е.И.Петровского, Н.А.Менчинской и Л.В.Михайловской были заложены основы методических, психологических и гигиенических требований к современному учебнику.

К созданию школьных учебников «Учпедгизом» были привлечены ведущие ученые страны, лидеры отечественной науки.

Среди авторов много громких имен, известных в России и в мире, – прежде всего, это академики и членкоры Российской академии наук (в советские годы – Академии наук СССР) и Российской академии образования (в советские годы – Академии педагогических наук РСФСР и СССР).

Один из первых выдающихся ученых, чей учебник издательство «Просвещение» выпустило в 1933 году, - географ Николай Баранский, членкор АН СССР, Герой Соцтруда. В 1952 году его учебник «Экономическая география СССР» для 8 класса был удостоен Государственной премии СССР.

Еще пример - известный ученый-педагог, декан физического факультета МГПИ им. Ленина, членкор АПН СССР Александр Перышкин, автор первого стабильного учебника физики для школы, который с 1930-х годов переиздавался более двадцати раз. В 1978 году он также получил за свои учебники Государственную премию СССР. «Всю жизнь учебники писал, По ним, сказать не побоюсь, училась физике вся Русь», - шутил о нем коллега.

Подобных примеров, когда академики и членкоры становились авторами учебников «Просвещения», в советские годы было немало. Только из числа действительных членов «большой» академии достаточно назвать Милицу Нечкину (история), Бориса Быховского и Льва Зенкевич (биология), Андрея Колмогоров (математика), из числа действительных членов АПН СССР – Владимира Максаковского (география), Пюрня Эрдниева (математика), Бориса Неменского (изобразительное искусство).

Росли тиражи: начиная с 1953 года, общий ежегодный тираж учебников «Учпедгиза» превышал 200 млн. экземпляров.

В 1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»: на смену всеобщей семилетке пришла восьмилетка, в программу включили профессиональную подготовку. Чтобы обеспечивать потребности трудовой политехнической школы с производственным обучением, в «Учпедгизе» было создана редакция производственно-технической литературы для учащихся и педагогов общеобразовательных школ, школ с производственным обучением и техникумов.

В 1960-е годы в издательстве началась работа по созданию нового поколения учебников иностранных языков. «Учпедгизом» был издан первый тираж учебника немецкого языка И.Л. Бим: советские дети впервые поняли, что на чужом языке можно не только писать и читать, но и говорить, петь, играть в игры. Началась «колмогоровская» реформа математического образования, предусматривающая освоение всеми школьниками новейших достижений математики, а для одаренных детей в Москве, Ленинграде и Новосибирске были открыты первые математические школы-интернаты. Именно в издательстве «Просвещение» начали выходить новые учебники «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия», созданные под руководством академика А.Н.Колмогорова и впоследствии многократно переизданные.

В 1964 г. «Учпедгиз» и издательство Академии педагогических наук РСФСР объединились в издательство «Просвещение» в системе Госкомитета Совета министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

В 1970-е годы ключевым фактором в образовательной политике Советского государства стал переход на всеобщее среднее образование, и именно в этот период деятельность «Просвещения» стала системообразующим фактором развития отечественной школы – в 1974 году издательство было награждено орденом Трудового Красного знамени успехи в создании учебной литературы для школы.

В 1977 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (до этого за учебники платили семьи), и «Просвещение» приступило к изданию учебников для первых классов – каждый учебник был выпущен тиражом более 4 миллионов экземпляров. В 1983 году издательство обеспечило выпуск учебников для 10-х классов, и переход на бесплатное пользование учебниками был завершен.

Издательство «Просвещение» поставило подготовку и выпуск учебников на научную основу. Инициатива проведения фундаментальных и прикладных исследований, посвященных учебнику, принадлежит Дмитрию Зуеву, возглавлявшему издательство с 1968 по 1993 год и в 1992 году ставшему членкором РАО. Он создал научную теорию школьного учебника, основные принципы которой изложил в монографии «Школьный учебник», вышедшей в 1983 году и переизданной «Просвещением» в 2015 году, через два года после его смерти. Монография содержит практические рекомендации, проверенные многолетним опытом, и до сих пор является настольной книгой специалистов.

Именно при Дмитрии Зуеве «Просвещение» приступило к выпуску учебно-методических комплексов (УМК), а не только отдельных учебников: в комплекте учителям предлагается методическая литература, а детям – рабочие тетради, книги для чтения и другие учебные материалы. Этот принцип сегодня является ключевым в государственном регулировании учебного книгоиздания: учебники включаются в федеральные перечни только в составе УМК. В рамках работы над теорией учебника с 1974 года издавалась серия ежегодника «Проблемы школьного учебника», состоявшая из 20 выпусков. С 1974 по 1990 годы вокруг ежегодника группировались основные научные силы страны, наиболее опытные авторы, издательские работники.

В этот период Госпремией СССР были награждены авторские коллективы различных учебников: географии (В.П.Максаковский и другие), истории (Ф.П.Коровкин, Е.В.Агибалова и Г.М.Донской), физики (И.К.Кикоин и А.К.Кикоин, А.В.Перышкин и Н.А.Родина), русского языка (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова).

В 1992 году, с появлением закона «Об образовании», «Просвещение» утратило монополию на выпуск школьных учебников. Появились множество издательств, печатающих учебную и учебно-методическую литературу. Несмотря на радикальную демократизацию школы и ослабление государственного контроля, все учебники, выпускаемые Издательством, создавались на базе утвержденных учебных программ, имели гриф «Рекомендовано» или «Допущено» Министерства образования РФ. В 1990-е годы авторы учебников «Просвещения» В.П.Максаковский, Б.М.Неменский и П.М.Эрдниев были удостоены премии Президента РФ в области образования.

Если в советской России, будучи единственным издателем учебной литературы, «Просвещение» по определению обеспечивалось лучшими авторами из числа представителей науки, то в постсоветский период, когда появились и другие издательства, сохранение и усиление авторского потенциала стало одной из приоритетных задач.

Некоторые учебники, подготовленные академиками и членкорами еще в советские годы, переиздавались, в качестве авторов привлекались новые имена. Например, к созданию учебников истории были привлечены академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов. Представители РАН и РАО участвовали в создании ФГОС общего образования и сопровождающих его документов на базе издательства «Просвещение». Так, в числе авторов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России были академик РАН Валерий Тишков и членкор РАО Александр Данилюк.

В начале XXI века Издательство не осталось в стороне от масштабных преобразований, происходивших в российской школе. С 2004 по 2012 год специалисты «Просвещения» участвовали в разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для школ. Была создана инновационная структура стандартов, появились требования не только к предметным и метапредметным результатам образования, но и к личностным. В старшей школе было сокращено количество обязательных предметов (например, будущим гуманитариям вместо биологии, физики и химии было разрешено изучать интегрированный курс «естествознание»), введена проектная деятельность, появилась возможность обучаться по индивидуальным учебным планам. Эти и другие новшества нашли отражение в содержании учебников и другой продукции издательства. «Просвещение» оперативно издавало методические рекомендации по внедрению стандарта, объясняя учителям, например, как формировать у детей универсальные учебные действия.

Помимо работы непосредственно с авторами, издательство «Просвещение» начало устанавливать институциональные отношения с ведущими научными и образовательными организациями.

В 2005 году, когда апробировалась новая система экспертизы учебников и началась разработка новых образовательных стандартов, издательство «Просвещение» совместно с РАН и РАО приступило к выпуску серии «Академический школьный учебник» под девизом «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе». В числе руководителей проекта были вице-президент РАН Валерий Козлов и президент РАО Николай Никандров. В этой серии в течение нескольких лет выходили учебники для 1-11 классов по всем предметам школьной программы, было обеспечено единство методологических, психолого-педагогических и методических подходов, а также общие принципы формирования структуры УМК.

В 2010 году Издательство «Просвещение» было внесено в список госкомпаний на приватизацию, в декабре 2011 года состоялся тендер по продаже «Просвещения», победителем была признана «ОЛМА Медиа Групп». В сентябре 2013 года Президентом Издательства стал Владимир Ильич Узун, основатель, президент и председатель Совета директоров «ОЛМА Медиа Групп».

Сегодня «Просвещение» - это мультимедийная компания, которая предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации и др. Таким образом, «Просвещение» выполняет функцию не только издателя, но и интегратора, объединяя поставщиков различной продукции в рамках единой концепции. В числе партнеров «Просвещения» - известные зарубежные издательства «Express Publishing», «Cornelsen», «Klett», «CLE International», «Anaya», компании «Didacta», «Westermann» и многие другие.

В XXI веке одним из инструментов развития образования стала информатизация. «Просвещение» приступило к разработке цифровых образовательных продуктов, в том числе электронных версий учебников, наличие которых стало одним из условий включения УМК в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ общего образования. К 1 января 2015 года были подготовлены электронные формы ко всем 415 учебникам Издательства в Федеральном перечне. Все они успешно прошли экспертизу. «Просвещение» является разработчиком информационно-образовательной среды, рассматривает ее как важнейшее условие развития сервисов для участников образовательного процесса.

Издательство оперативно реагирует на изменения в содержании образования. В 2015 году, после принятия Историко-культурного стандарта, была подготовлена новая линейка учебников по истории России с 6 по 10 класс, вошедшая в Федеральный перечень.

Сегодня в числе стратегических партнеров издательства «Просвещение» - ведущие университеты страны, прежде всего МГУ им. Ломоносова. Налажено сотрудничество с Российской академией образования в части развития фундаментальной педагогической науки и ее положений на практике. Совместные проекты реализуются и с различными общественными организациями исследователей, в числе которых – Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество.

Для удовлетворения растущих потребностей педагогов в альтернативных способах повышении квалификации начала работать «Академия «Просвещения» - ее открытие состоялось 1 ноября 2015 года, в День 85-летия Издательства.

Всего за годы работы Издательством было выпущено более 10 млрд. учебников и пособий, по которым учились и учатся сотни миллионов школьников. «Просвещение» остается крупнейшим в России издательством учебной литературы, одним из лидеров книжного рынка, а также надежным партнером государства. Издательство поддерживает курс федеральной образовательной политики и готово максимально быстро реагировать на ее изменения.

85-летняя история «Просвещения» - это непрерывная творческая работа большого коллектива профессионалов, не просто создающих учебники, но и решающих актуальные задачи, которые общество ставит перед страной и перед системой образования.