25 июня

Общее образование нуждается в более четких и адресных схемах управления

Первый вице-президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников – о майском указе Президента России и «Двенадцати решениях для нового образования», о разделении Минобрнауки России, о самых важных достижениях региональных образовательных систем и других итогах завершившегося 2017 учебного года.

— Какие проблемы в сфере образования Вам кажутся наиболее актуальными?
— Самые сложные вопросы обсуждались в уходящем году на двух ключевых мероприятиях — это ММСО и ПМЭФ. На первом основной темой стала «новая экосистема образования». Речь шла о том, что современное образование — это площадка для взаимодействия самых разных институций: государства, общества, семьи, частного бизнеса. А значит, экосистема образовательных организаций должна быть построена так, чтобы все они действовали не только в своих, но и в общих интересах, были равноправны и при этом чувствовали себя комфортно. Кроме этого, отмечалось, что роль частного бизнеса в новой экосистеме образования очень велика, и в последние годы она постоянно растет.

На ПМЭФ много говорили о частных инвестициях в общее образование. И в первую очередь — о привлечении бизнеса не только к строительству новых школ, но и к созданию в них современной информационно-образовательной среды. Рассматривались разные механизмы привлечения средств бизнесменов. И все согласны с тем, что без этого будет крайне сложно решить проблему обновления школьной инфраструктуры.

— После инаугурации Владимир Путин подписал новый майский указ, где образование объявлено одним из приоритетов. Удастся ли российскому общему образованию войти в топ-10 мировых лидеров? Какие задачи, поставленные в указе, на Ваш взгляд, особенно важны?

— Что касается лидерства российской школы, то по многим показателям мы уже входим в топ-10. Прежде всего это показывает исследование качества чтения PIRLS. По естественнонаучной и математической грамотности TIMSS наши ребята также занимают лидирующие места. Мы пока отстаем в PISA, но там налицо положительная динамика, и к 2024 году мы наверняка сможем улучшить свои результаты. Во всяком случае, Москва в PISA уже вошла в топ-10.

Из задач нового майского указа я бы выделил «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». Речь идет о развитии цифрового образования как основы развития цифровой экономики. Еще одна задача — «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». Здесь усилен акцент на профориентацию, поставленный президентом России еще в послании Федеральному собранию. Если раньше, когда старшая профильная школа в стране только начинала формироваться, в профильные классы брали лишь тех, кто проявил выдающиеся способности, теперь же предпрофессиональное образование должно стать общедоступным для всех. Это значит, что требования к оснащению профильной школы возрастут. Например, инженерное и медицинское предпрофессиональное образование уже немыслимо без новейшего оборудования.

И третья задача, которую стоит отметить, — «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образований новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий…». Речь идет об интенсификации учебного процесса, в том числе с помощью современных УМК, учебных пособий. И, конечно, о повышении квалификации учителей, способных по-новому работать с детьми, представляющими «цифровое поколение». В этом же пункте указа говорится о важности обновления образовательной области «Технология». Издательство «Просвещение» буквально недавно подготовило новые учебники технологии и до принятия нового Федерального перечня учебников выпустило их как учебные пособия, которые школы могут использовать как дополнительную литературу.

— В мае, еще до подписания президентского указа, Высшая школа экономики и ЦСР представили доклад «12 решений для нового образования». Не возникает ли противоречий между задачами, поставленными президентом, и тезисами экспертов?

— «Двенадцать направлений», в числе авторов которых есть и эксперты «Просвещения», созвучны с президентским указом и соответствуют поставленным задачам.

Например, в указе говорится о «создании условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье», а в докладе экспертов направление №1 — «Система поддержки раннего развития».

Еще один пример, который мы считает очень важным, — развитие потенциала педагогических кадров. В указе президента поставлена задача «внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций». А в докладе ВШЭ и ЦСР повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров выделены в отдельное, 12-е направление, которое названо обязательным условием реализации остальных 11 направлений. Особые усилия будут направлены на формирование у педагогов универсальных компетенций, умений работать с использованием цифровых образовательных ресурсов, освоение ими методик преодоления учебной неуспешности, развития интереса и мотивации к обучению у детей. В результате к 2024 году профессия учителя войдет в пять наиболее привлекательных, все педагоги будут сертифицированы для работы в цифровой образовательной среде.

На мой взгляд, и майский указ, и «12 направлений» — это не только новые вызовы, но и возможность до 2024 года сделать качественный рывок, выведя российскую систему образования на новый уровень. Пока нам так и не удалось создать во всех школах современную информационно-образовательную среду, а значит, и сориентировать школьные программы на формирование у детей навыков XXI века. Да и программа по созданию школьных мест без привлечения частных инвестиций пока пробуксовывает. В докладе, кстати, последней теме уделено особое внимание, приведены расчеты, как можно облегчить бремя государства по финансированию школьного образования.

— Как вы считаете, зачем Минобрнауки России было разделено на два отдельных министерства? Как это отразится на развитии общего образовании?

— Вся постсоветская история России — это поиск оптимальных моделей управления образованием на федеральном уровне. Был период, когда «школьное» министерство, Госкомитет по высшей школе, а затем и науку объединяли. Теперь же, наоборот, целесообразным стало их разделение. В общем образовании есть необходимость, с одной стороны, в более четких и адресных схемах управления, с другой стороны — в возвращении в школу воспитательной функции, в вовлечении в учебный процесс организаций и ресурсов, находящихся за пределами системы образования.

Очевидно, для решения задач, поставленных в майском указе, два министерства будут использовать разные методы. Например, если в высшем образовании усиление международной конкурентоспособности — это прежде всего интернационализация, включение наших вузов в мировое научное пространство, то в общем образовании это в гораздо большей степени опора на национальные традиции, хотя и использование мирового опыта никто не собирается исключать. С учетом постепенного перехода на государственное управление в общем образовании ответственность Министерства просвещения за результаты работы каждой российской школы будет расти.

— Достижения каких региональных систем образования по итогам учебного года Вы могли бы отметить?

— Стоит отметить коллег из Москвы, которые показали прекрасные результаты. В 2010 году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников победителями и призерами стали 330 московских ребят, в 2018 году — 906. Важно, что их теперь готовит треть московских школ, а не отдельные элитные школы, как это было раньше.

Можно выделить и другие регионы, где успешно решаются, в том числе при поддержке Группы компаний «Просвещение», самые разные задачи. Красноярский край в этом году сделал рывок в развитии предпрофессиональной подготовки в старших классах, Мурманская область — в развитии профессионального образования (с губернатором этого региона «Просвещение» подписало соглашение на ПМЭФ). На общей карте образования России выделяется Новгородская область, где, например, ведется целенаправленная работа с педагогическими кадрами — учителей успешно готовят к работе в условиях цифровой образовательной среды.