02 февраля 2022, 21:00
674
15 мин

Быть функциональным: новая грамотность и как ею овладеть

Сегодня фраза римского философа Сенеки «не для школы — для жизни учимся» стала ориентиром в российском процессе образования.

Быть функциональным: новая грамотность и как ею овладеть

Приоритеты российской системы образования сейчас определяют три направления:

  1. единство стандартов образовательного пространства учебной и воспитательной деятельности;

  2. развитие личностных качеств, чтобы ученик был способен адаптироваться к меняющимся условиям социально-природной среды;

  3. безопасное использование цифровых технологий.

Какие они, дети будущего?

Начальная школа — база для формирования учебной деятельности и функциональной грамотности. Современные дети уже овладевают профессиями, о которых старшее поколение даже не подозревает: нейроинженер, оператор дронов, космобиолог, биоэтик, игромастер. Чтобы стать востребованным специалистом в этих областях, потребуются определенные навыки, но в школах их часто не принимают всерьез.

Образ успешного ребенка с учетом новых требований изменился. Сегодня школьнику важно быть:

  • Готовым к взаимодействию с окружающим миром.

  • Готовым самостоятельно решать учебные и житейские задачи — уметь проецировать предметные знания, полученные на уроке, на жизненную ситуацию, а потом быстро и эффективно ее разрешить. При этом неважно встречался ученик раньше с подобными задачами или нет, предсказуемые они или нет.

  • Коммуникабельным. Уметь выстраивать отношения внутри любого коллектива. Сегодня это одна из самых актуальных проблем среди младших школьников. Причина здесь кроется в обучении на дому из-за вынужденной дистанционки.

  • Критически мыслящим. Уметь оценить уровень своего незнания, спрогнозировать путь решения той или иной задачи.


О получении «житейской мудрости» в рамках учебной программы заговорили лишь в 2021 году. Тогда же был утвержден приказ, который позволил по-новому взглянуть на ФГОС начального общего образования.

Некоторые родители беспокоятся, что предметная база буквально растворится в функциональной грамотности. В итоге ребята овладеют гибкими навыками (Soft skills), но окажутся беспомощными в вопросах профессионализма (Hard skills). Но одно не может существовать без другого: гибкость и адаптивность просто дополнят фундаментальные знания, приобретенные в школе.

Предметные компоненты функциональной грамотности соответствуют предметам учебного плана начальной школы. Языковая грамотность формируется на занятиях русского языка, литературная — на уроках литературного чтения, математическая — на математике, а естественнонаучная — на уроках окружающего мира.


Какими бывают интегративные (метапредметные) компоненты функциональной грамотности?

  • Информационная.

  • Читательская (включает не только чтение художественной литературы, но и умение работать с инструкциями, архивами, банками данных).

  • Социальная.

  • Коммуникативная.

Международные исследования

Для оценки уровня функциональной и академической грамотности у школьников регулярно проводится мониторинг PISA, TIMSS и PIRLS.

Раз в три года с 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) оценивает функциональную грамотность 15-летних подростков. Раз в четыре года с 1995 года Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) дает сравнительную оценку качеству математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.

А с 2001 года раз в пять лет та же Ассоциация (IEA) пытается оценить качество чтения и понимания текста у тех, кто учится в начальной школе.



Как сформировать функциональную грамотность


Гибкие навыки — не новые знания! В первую очередь, это готовность и умение действовать, опираясь на полученную в школе «базу» и жизненный опыт в разных областях.

  1. В учебных материалах важны не теоретические тексты, а практика.

  2. Учебные ситуации и задания призваны помочь педагогу:


    – вовлечь детей в учебную работу;
    – повысить осознанность знаний, облегчить их усвоение;
    – сформировать навык переноса знаний из пассивных в активные;
    – повысить читательскую грамотность в целом.


Функциональная грамотность состоит из четырех компонентов:

  1. Потребность в чтении, которая поможет школьнику в социализации, обучении и саморазвитии.

  2. Готовность к смысловому чтению — восприятие письменных текстов, их анализ, оценка, интерпретация и обобщение.

  3. Способность извлекать необходимую информацию и преобразовывать ее в соответствии с учебной задачей.

  4. Умение ориентироваться с помощью текстовой информации в различных жизненных ситуациях.

Развиваем функциональную грамотность с помощью «Банка заданий»

«Банк заданий по функциональной грамотности» рассчитан на учеников с 1-го по 9-й классы.

Платформа постоянно пополняется новыми заданиями и ситуациями. Позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает все основные предметы школьной программы.

Из актуальных новинок — в скором будущем ученики смогут обзавестись личным кабинетом в «Банке», поэтому педагогам будет проще отслеживать результаты учащихся и грамотно выстраивать их дальнейшее обучение. В самом сервисе можно выбрать уровень образования и вид грамотности: читательская, метапредметные задания (финансовая, естественнонаучная и математическая).

У заданий нет никаких возрастных ограничений, можно выбрать самостоятельно: ребенок займется решением сложной задачи или начнет с простой.

Приступив с учеником к выполнению, педагог выбирает из трех блоков: Посмотреть ситуацию, Дидактическая карточка (описание конкретных навыков, которые потребуются для выполнения задания, и какую пользу они принесут) или Открыть пособие.

Если нужен материал в бумажном формате, нажмите на значок «Распечатать» в правом верхнем углу. Имея на руках бумажное задание, вы сможете превратить урок в интересную игру: разделите ребят на две-три группы и каждой команде дайте свою задачу или ситуацию, а потом вместе обсудите результат и ошибки (без них не обойтись).

Постепенно с помощью иллюстраций, текстовых подсказок и таблиц дети научатся фильтровать информацию, использовать ее максимально эффективно и делать правильные выводы. А еще — не скучать на занятиях! Вооружившись «Банком заданий», устройте совместно с родителями внеклассный «марафон познавательных фактов». На нем и дети, и взрослые, наконец, узнают, что же у кота на уме, какое место называют самым старым, что входит в электронные органы чувств и еще очень много неожиданно интересного.

Многие жалуются, что школа готовит учеников к профессии, но точно не к жизни. Команда «Просвещения» включила в цифровой сервис ситуации и задачи, максимально приближенные к реальности: «Доход семьи», «Зарплата», «Законы делового письма», «Копилка», «Способы оплаты», «Самый экономный», «Секреты разумных расходов», «Трудоустройство несовершеннолетних» и другие. Вместе мы подготовим ребят к успешному будущему, в которое они будут смотреть без опаски и неуверенности.

photo
Зубаирова Оксана Владимировна

методист – эксперт ГК  «Просвещение»

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Внеурочная деятельность,Статьи,Функциональная грамотность

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль