01 июля 2024, 00:00
8 мин

98% коллектива: молчаливое большинство отвечает за буллинг

Как свидетели влияют на травлю, и что сделать, чтобы уменьшить её проявления. Материал подготовили эксперты Центра Толерантности Еврейского музея.

Когда обсуждают травлю — в школе, на улице, в сети или на работе — внимание чаще всего приковано к двум её участникам: жертве и агрессору. Жертву обычно рассматривают пристально: вроде бы сочувствуют, а вроде бы и ищут предполагаемые недостатки, из-за которых и начался конфликт. Агрессору достается меньше внимания, зато все санкции: его сразу же обещают строго наказать. Реальная ситуация гораздо сложнее.

Кандидат педагогических наук, психолог, директор Центра толерантности Еврейского музея и эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук поделилась взглядом своей команды.

Вместе они объясняют:

  • что делают остальные участники коллектива во время травли,

  • как с ними — со свидетелями — эффективно работать,

  • и почему вмешаться в ситуацию оказывается настолько трудно.

Ролевые модели: агрессор, жертва, свидетели

Представим себе типичный сценарий конфликта: слабая жертва, доминирующий агрессор, несколько молчаливо наблюдающих зрителей, несколько сочувствующих, но несмелых друзей жертвы, два-три активно поддакивающих агрессору «подпевалы».

Нарисовали? Скорее всего, у вас в воображении уже сложился образ каждого из этих школьников.

Жертва — тонкий мальчик в футболке с персонажем комиксов? худенькая девочка в очках и с книжкой? полная девочка с веснушками? подросток не русской национальности или ребёнок в недорогой одежде? Жертва ведет себя «не так», у неё не так много друзей, а ещё, возможно, она в любимчиках у преподавателей.

Агрессор — уверенная в себе, крупная девушка? красавица в дорогих «шмотках» из богатой семьи? крупный парень из футбольной команды? или сухой, высокий, с агрессивным выражением лица пацан из неблагополучной семьи? Агрессор действует напористо, говорит громко и, как правило, не блещет успеваемостью.

А что же свидетели?

Уделим им больше внимания.

Те, кто поддерживают агрессора

Лена, всегда одетая по последней моде, которая обожает быть в центре внимания.

Громко смеётся над каждой колкостью главной «звезды» класса, добавляя свои язвительные комментарии.

Лена — свидетель травли

Лена — свидетель травли

Виталик — свидетель травли

Виталик — свидетель травли

Виталий, которому скучно на уроках, постоянно придумывает новые «шутки» про жертву и подсказывает их агрессору, чтобы тот использовал их в следующий раз.

Оксана — красивая девушка с хитрым взглядом.

Она предпочитает держаться на втором плане, но постоянно шепчет агрессору на ухо, подливая масла в огонь.

Оксана обожает смотреть, как разворачиваются события по её сценарию, наслаждаясь хаосом, который создает.

Оксана — свидетель травли

Оксана — свидетель травли

Те, кто хочет, но боится поддержать жертву

Наташа — свидетель травли. Она хотела бы помочь, но боится

Наташа — свидетель травли. Она хотела бы помочь, но боится

Наташа — тихая интеллигентная девушка.

Когда она видит, что кого-то обижают, ей становится искренне жаль жертву.

Она мечтает вмешаться, но боится, что сама станет мишенью для агрессора.

Её взгляды и вздохи показывают сочувствие, но рот закрыт.

Антон — худощавый мальчик с карими глазами, который увлекается программированием.

Антон часто замечает несправедливость, но вместо того чтобы вмешаться, просто опускает взгляд и продолжает заниматься своими делами.

Он переживает за жертву и иногда делится своими мыслями с близкими друзьями, но никогда не решается открыто выступить против агрессора.

Всё-таки это не его война.

Антон — свидетель травли. Переживает, но не вмешивается в конфликт

Антон — свидетель травли. Переживает, но не вмешивается в конфликт

Оля — свидетель травли. Поддерживает жертву своими способами

Оля — свидетель травли. Поддерживает жертву своими способами

Оля — смешливая девушка с длинными косами, сидящая на задней парте в одиночестве.

Часто думает о том, как могла бы помочь, но не уверена, что помощь «такой, как она», пойдет жертве на пользу.

Её поддержка выражается в добрых взглядах и жестах: оставить записку с добрыми словами или предложить помощь с уроками.

Итак, кажется, всё просто: нужно наказать агрессора, устыдить свидетелей и поддержать жертву. Но эта ситуация — миф. Все эти роли — тоже миф. И эти мифы вредят всем участникам травли.

Реальное положение дел

Печальная новость в том, что любой человек может стать жертвой травли. Независимо от физических характеристик, национальности, возраста, социального статуса, успеваемости, богатства или внешнего вида. Поиск у жертвы признаков, которые якобы «спровоцировали» агрессора, приводит к неосознанному оправданию насилия.

— Ну так ты перестань быть такой нелюдимой ботаничкой, и перестанут цепляться!

— Ну так ты перестань носить эти свои футболки с покемонами, и нормальный будешь пацан, а то как ребёнок.

Это ещё не полноценная виктимизация жертвы, но уже большой шаг в эту сторону. Цвет волос, длина юбки у девушек, стиль одежды у юношей, музыкальные предпочтения или уровень владения языком не могут быть критериями, определяющими, кто станет жертвой. Это всегда выбор, который делают агрессоры. А ещё точнее: не только агрессоры, но и окружающие их люди.

Агрессора часто воспринимают как человека, заслуживающего немедленного осуждения и наказания. Мы редко задумываемся о причинах его поведения, а если и задумываемся, то снова сосредотачиваемся на жертве, а не на самом агрессоре. Обычно буллера рассматривают из позиции силы, хотя чаще всего это не так. Обидчик сам нередко является уязвимым человеком, стремящимся удовлетворить одну из своих потребностей: контроль над ситуацией, уважение или любовь.

Его поведение — это выбор, но не только его самого, а ещё коллектива и среды. В случае школьной травли — это выбор взрослых, которые не заметили потребность.

Любой человек может стать свидетелем травли. Причин бездействия множество, поэтому не стоит навешивать ярлыки вроде «трус», «пофигист», «завистница» или «невнимательная». Даже если кажется, что травля не затрагивает их напрямую, последствия всё равно будут. Эти дети — тоже жертвы травли с долгосрочными последствиями.

Их выбор — помогать или не помогать — зависит от атмосферы в коллективе и действий взрослых.

Не проблема двоих

Свидетели — это та группа, с которой важно работать, чтобы добиться настоящих изменений.

Жертва и агрессор находятся в четко определенных ролях, ролевых моделях. Тогда как свидетели — молчаливое большинство, способное эффективно вмешаться и остановить или даже предотвратить травлю.

«Травля — это проблема всего коллектива, который допускает насилие и агрессию, в котором уже закрепились ценности, позволяющие оскорблять, унижать и травить человека. Взрослые, которые полагают, что решение проблемы заключается только в наказании агрессора, отказываются взять ответственность за происходящее. Перемещение жертвы или агрессора в другую школу или коллектив не решит проблему. Потому что в самом коллективе всё ещё отсутствуют ценности решения конфликтов и уважения к личности. В результате рано или поздно возникнут новые агрессоры и новые жертвы».

В качестве наглядной иллюстрации — историческая параллель. Когда из СССР уезжали диссиденты, репрессии не заканчивались. Кто-то продолжал писать доносы, а кто-то — виртуозно искал причины, по которым людей «забирали», и всегда находил.

Ещё один пример: ситуация, описанная в романе «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. А если и это не очень близкая аналогия, то вспомните «Гарри Поттера»: Джоан Роулинг описала волшебную, но не совсем психологически здоровую среду в школе магии и волшебства. Мародёры издевались над молодым Северусом Снеггом, а спустя 20 лет Драко Малфой — над Невиллом.

Сегодняшние свидетели завтра могут оказаться в иной ролевой модели. Это самая личная и конкретная причина для изменения ситуации, пока вы ещё находитесь в роли свидетеля.

Родители детей, которые выступают свидетелями, могут думать: «Это не происходит с моим ребёнком, значит, это не страшно». Но даже далёкие от травли свидетели уже вовлечены и страдают, получая так называемую травму свидетеля.

Ведь когда что-то ужасное происходит ежедневно, это становится нормой.

Постоянный страх стать жертвой ухудшает качество жизни, снижает внимательность, способность контролировать ситуацию и в принципе стремиться к такому контролю и ответственности. Люди, находящиеся в коллективе, пораженном травлей, постоянно находятся в напряжении, которое либо сбрасывается в сторону полного равнодушия, либо приводит к неврозу.

Что можно сделать?

Преодоление страха — это долгий и сложный процесс, требующий усилий не только от самого свидетеля. Сложно избавиться от страха, если окружающая среда агрессивна. Важно найти единомышленников: понять, что даже в агрессивной среде есть люди, разделяющие вашу позицию. Объединившись, можно изменить ситуацию: решительно выступить против агрессора или начать работать над собственным чувством бессилия.

Работать с бессилием

Часто мы отказываемся от действий, потому что не уверены в их значимости или не знаем, как поступить. Но любое действие, направленное на поддержку жертвы и осуждение травли, имеет значение.

Поддержать жертву и показать коллективу, что травля недопустима

  • Измените своё окружение: пересаживайтесь к другим людям, которые не участвуют в травле и не поддерживают её.

  • Прекратите распространять слухи: не слушайте сплетни и не передавайте их дальше.

  • Не поддерживайте обидные шутки: не смейтесь над обидной шуткой, даже если все остальные смеются.

  • Проявите поддержку: лично выскажите свою поддержку, оставьте комментарий в социальной сети, позвоните или обнимите.

  • Осадите агрессора: скажите агрессору «Хватит!» при всех или наедине, чтобы показать, что вы не поддерживаете его поведение.

  • Выступите в защиту жертвы: публично выразите поддержку жертве.

  • Чаще общайтесь с жертвой: приглашайте на прогулки, говорите тёплые слова, сидите рядом.

  • Расскажите о ситуации людям, которые могут вмешаться и помочь.

  • Физически защитите жертву: если необходимо, предотвратите физическую травлю. Внимание, это важно: не путайте «предотвратить и защитить» и «напасть».

Несколько метафор, которые помогут ребенку понять разницу.

  • Предотвратить и защитить. Представь, что ты держишь зонтик над другом, чтобы он не промок под дождём.

  • Напасть. А теперь представь, что вместо этого ты начинаешь пихать других людей зонтиком, чтобы они не подходили к вам.

  • Предотвратить и защитить. Представь, что ты стоишь перед дверью и держишь её закрытой, чтобы никто не мог войти и навредить вам.

  • Напасть. А теперь представь, что ты выбегаешь из-за двери и толкаешь всех, кто идёт мимо — для профилактики.

  • Предотвратить и защитить. Представь, что ты говоришь агрессору «Стой, это неправильно!» и встаёшь рядом с другом. Выставив руки, ты блокируешь удар и зовёшь на помощь взрослых.

  • Напасть. А теперь представь, что ты начинаешь драку, видя, как к вам движется агрессор.

Предотвратить и защитить означает встать на защиту и показать, что ты рядом. Напасть означает нанести удар, даже если ты думаешь, что это нужно для защиты.

Нет незначительных действий, когда речь идёт о справедливости. Лучше спросить: «Как дела?» и сказать: «Я на твоей стороне, я сочувствую тебе», чем промолчать.

Дополнительные рекомендации для взрослых

Создавайте безопасное пространство

Активно работайте над тем, чтобы создать атмосферу, где травля будет невозможна. Это включает проведение тренингов по развитию эмпатии и участие в антибуллинговых программах.

Обратитесь за помощью к профессионалам

Привлекайте психологов и консультантов, которые могут предложить стратегии для борьбы с травлей и оказания поддержки жертвам.

Запишитесь школьным коллективом на тренинг или серию тренингов антибуллинговой программы.

Поддерживайте постоянную коммуникацию

Организуйте регулярные встречи или обсуждения, чтобы следить за атмосферой в коллективе и вовремя замечать появление новых проблем.

Преодоление травли — это коллективное усилие, которое требует участия каждого. Каждый важен, и потому каждый вовлечён. И каждый несёт ответственность.

Авторы

photo
Анна Макарчук

канд. пед. н., психолог, директор Центра толерантности Еврейского музея и эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен»

photo
Ольга Давыдова

педагог-психолог, историк, пишущий редактор

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль