Что такое дождь?

Еще в начальной школе нам сообщают стандартные объяснений причин появления дождя. Однако существует еще множество любопытных фактов и уточнений.

Почему?

Если рассматривать причину появления дождя в нашем мире с научной точки зрения, то следует обратиться к метеорологии и климатологии. Именно эти дисциплины изучают все виды осадков. Наука определяет четыре фактора, отвечающих за возникновение дождя:

  • восходящее движение воздуха;

  • достаточное содержание водяного пара в воздухе;

  • пересечение теплых и холодных потоков воздуха;

  • возвышенный рельеф.

Измеряют осадки особым прибором — осадкометром (мм/год). Все показания вносят в плювиограф — прибор регистрации количества, продолжительности и интенсивности осадков. С помощью данных плювиографа дожди делят на проливные и затяжные.

А теперь разберем все факторы появления дождя подробнее.

География. Проверочные работы. 8 классБондарева М.В., Шидловский И.М.
Предлагаемое учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «География. 8 класс» серии «Полярная звезда». Пособие содержит тематические работы в двух вариантах, включая итоговую проверочную работу. Все проверочные работы структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся по курсу «География. 8 класс». Пособие содержит ответы на все вопросы проверочных работ. Книга адресована педагогам, учащимся и их родителям для проверки/самопроверки достижений требований обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта по курсу географии 8 класса к уровню подготовки учащихся основной школы.

Откуда?

Двигателем начала процесса становится тепло. Солнечные лучи греют земную поверхность и принуждают воду испаряться буквально со всех возможных поверхностей. Водоемы, растения, почва, даже кожные покровы — все «отдает» драгоценную воду, которая, становясь паром, поднимается в воздух. Ветер помогает форсировать процесс. На данном этапе практически невозможно увидеть испаряющуюся воду. Лишь в тропической зоне, где влажность очень высока, можно разглядеть кружащие и поднимающиеся маленькие пузырьки.

Движение вверх

Для описания следующих процессов придется вспомнить несколько физических определений. В первую очередь это касается относительной и абсолютной влажности. Абсолютной является реальная влажность воздуха в настоящий момент. Относительной же называется отношение абсолютной влажности к тому количеству водяного пара, которое могло бы быть при конкретной температуре. Более горячий воздух порождает большую влажность.

Итак, вся испарившаяся вода задерживается в воздухе. По законам физики нагретый воздух поднимается вверх, вместе с ним поднимаются и частички воды. Однако при «воспарении» воздух остывает — тут-то и начинается превращение влаги в облака. С понижением температуры облако становится не в состоянии накапливать такое большое количество воды и освобождается от лишнего — этот процесс и есть дождь.

Летом мы чаще всего наблюдаем крупные капли дождя. Нагретый воздух поднимает влагу, а другие восходящие струи не позволяют калибру капель мельчать. Тогда как весной и осенью температура воздуха намного прохладнее — и дождь становится моросящим.

Просто добавь воды

Здесь стоит упомянуть второй фактор, отвечающий за появление дождя — достаточное содержание водяного пара в воздухе. Когда воде есть, с чего испаряться, дождь гарантированно прольется. Но откуда испаряться водяным частичкам, если вокруг, например, песчаные барханы, ни одного озера, а из растений лишь колючие кактусы? Солнечные лучи старательно нагревают все вокруг, но влагу в воздухе получить неоткуда. Именно по этой причине пустыня такая, какой мы ее знаем. Все взаимосвязано: нет воды — нет богатой зелени и глубоких водоемов; нет растений и озер с реками — нет дождя; нет дождя — нечем поливать землю и наполнять пересохшие водоемы.

Лучше гор могут быть только горы

Горная местность также приносит свой вклад в особую циркуляцию водяных частичек в воздухе. Возвышенности не дают ветру «унести» водяной пар, поэтому все вышеописанные процессы протекают с начала подножия горы до ее вершины. Воздух с мельчайшими частичками воды начинает воспарять с определенной температурой, которая соответственно понижается при подъеме вверх. Излишки влаги проливаются в виде дождя где-то у вершины горы или над горной системой.

Место встречи изменить нельзя

Еще одна причина дождя — пересечение холодных и теплых воздушных потоков. Чем больше температурная разница между ними, тем сильнее прольется дождь. Именно это явление называют атмосферным фронтом. Его ширина может достигать нескольких десятков километров.

На вкус и цвет

Мы знаем, что облака бывают разных цветов и размеров. От чего же зависит такое разнообразие?

Если количество пара выше, чем содержание в нем воды — образовывается светлое облако. Солнечные лучи с легкостью «прорезают» небольшую плотность белых облаков. Темные же тучи содержат в себе большое количество влаги, которое не пропускает свет.

Из-за столкновений друг с другом облака «растут», увеличиваясь в высоту. При достижении температуры −30 градусов Цельсия капли в тучах кристаллизуются и становятся льдинками. Под силой тяжести они падают вниз, нагреваясь и тая при благоприятной температуре.

Самые-самые

А где же проливается дождей больше всего?

Самым влажным местом на Земле является южный склон Гималаев, а именно небольшой городок Черапунджи. Из-за высокой влажности воздуха и горной местности этот район постоянно заливает дождями. Среднее количество выпадения осадков в нем достигает 11 тысяч миллиметров в год. Для сравнения — в Москве количество осадков 600-800 мм/год.

Самым же засушливым местом, естественно, является пустыня. Про дождь в южноамериканской пустыне Атакама можно забыть на несколько лет. Среднее количество осадков — 1-3 миллиметра в год, на протяжении 400 лет здесь не отмечалось существенных осадков. Такое «обезвоживание» определяет редкую растительность и малочисленную фауну.

География. Проверочные работы . 5-6 классыБондарева М.В., Шидловский И.М.
Предлагаемое учебное пособие содержит тематические проверочные работы в двух вариантах, входит в УМК «Полярная звезда». Все проверочные работы структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся по географии в 5–6 классах. Пособие содержит ответы на все вопросы проверочных работ. Книга адресована педагогам, учащимся и их родителям для проверки/ самопроверки достижений требований Федерального государственного образовательного стандарта по курсу географии 5–6 классов к уровню подготовки учащихся основной школы.

photo
Семёнова Екатерина

Филолог, блогер, пишущий редактор

Теги:География,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль