Создаем увлекательные уроки с помощью интерактивных заданий

Как превратить теорию в увлекательную практику, раскрыть потенциал каждого ученика в классе и научить детей работать в команде? В этой статье.

Тренды, которые влияют на образование

Житель XIX века за всю жизнь получал столько информации, сколько сейчас мы получаем из одного выпуска газеты. Каждые три года информации становится больше — она удваивается.

  • Смартфон становится частью тела.
  • Соцсети есть практически у всех.
  • Погружение в интернет становится еще глубже.
  • Меняются ученики — теория поколений.

Теория поколений

Теория поколений впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она изучает ценности, а также закономерности формирования и смены поколений. В основе ее лежат базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса.

Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.

Закономерность обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу:

Человек помнит:

  • 10% прочитанного;
  • 20% услышанного;
  • 30% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного;
  • 80% того, что сам объясняет;
  • 90% того, что сам сделал.
«Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем».

 Формула современного урока:

Занятие = Адаптация + Теория поколений + Интерактив

Интерактивные инструменты для уроков на примере таксономии Блума

Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями.

Педагогическое колесо

Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Если ваш браузер — Google Chrome, настройте автоматичсекий перевод страниц на русский язык.

Человек получает знание и начинает его понимать, дальше он сможет анализировать его применение, потом оценивать свое взаимодействие с материалом, который он получил, а затем — на практике создавать свой собственный продукт.

У Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. В разных странах образовательные потребности тоже разные, и некоторые приложения из Педагогического колеса пока недоступны в России, потому что нам пока не очень понятна область их применения. Но даже если сервис вам знаком и понятен, все-таки постарайтесь адаптировать под себя те задачи, которые выполняете в нем.

Что вы найдете на карте Педагогического колеса?

  • 5 «подшипников» — пять аспектов, которые важно учитывать при планировании курса, темы, отдельного занятия;
  • иконки 124 приложений, которые могут быть использованы для решения тех или иных педагогических задач;
  • критерии отбора приложений в соответствии с уровнями таксономии педагогических целей Блума в когнитивной сфере;
  • ссылки на ресурсы о модели П4 (SAMR), разъясняющие ее концепцию;
  • ссылки на ресурсы по иммерсивному обучению (англ.) в помощь учителю для разработки увлекательных проектов, способствующих развитию знаний учащихся и повышению мотивации.

Что можно сделать с помощью Педагогического колеса?

  • Собрать галерею работ в облаке. Важно, когда работу ученика видит весь класс, а не только учитель.
  • Решить тесты в гугл-форме и оценить все в одной таблице.
  • Создавать станции с обсуждениями (мировое кафе). Скажем, на уроке вы разделили класс на группы и задали какой-то вопрос. Задача ребят — обсудить это в своих группах, прийти к общему ответу в ходе дискуссии и записать его. А затем, согласно принципам мирового кафе (эту модель можно найти в интернете), каждый ученик из команды сможет пройтись по другим группам и поделиться своим мнением, а также обсудить чужие варианты.
  • Сделать интерактивными стены, пол, потолок. Задумайтесь, как сделать пространство обучающим!
  • Работать в микрогруппах, парах, голосовать ногами.
  • Делать галерею достижений.

Что можно изучить в дополнение к Педагогическому колесу?

Посмотрите, что было бы интересно вам и ученикам, что больше подходит под ваши задачи, какие техники и методы будут актуальны именно для вашего предмета.

  • Таксономия Блума.
  • Методы создания бизнес-тренинга. Важно изучить, как строится обучение в бизнес-процессе.
  • Групповая динамика. Изучение построения команды, командных ролей.
  • Подвижные игры. Их легко применять не только с малышами. ДАже взрослые люди любят такой формат.
  • Интерактивный дизайн образовательных пространств.

Само по себе применение технологий еще не гарантирует успеха. Наибольший эффект достигается тогда, когда применение тех или иных инструментов / сервисов / приложений обусловлено четким пониманием, каких результатов и каким способом мы хотим достичь.

«Кроме вас вашу действительность не знает никто. Поэтому только вы можете выбирать те инструменты, с которыми вам работать».

Источники вдохновения

  • Pinterest. Идеи, картинки, статьи, инфографики. Здесь можно находить и сохранять множество задумок. Создайте тематическую доску и прикрепляйте к ней все идеи, которые хотите реализовать в собственном классе или на уроке.
  • ADME. Статьи, инструменты, тренды, вдохновение.
  • Блокнот, заметки. Сохраняйте, записывайте туда все свои идеи.
  • ЛитРес. Сайт с книгами, где можно найти множество полезной литературы.
«Если вы готовы на изменения, но не знаете, с чего начать... Не ждите перемен. Перемены начинаются с каждого из нас!»

Сделайте экспериментальные классы. Расскажите коллегам, что проводите эксперимент с детьми. И он может быть не очень удачным. Если не получится, вы всегда сможете вернуться к старому формату или попробовать что-то новое. Но попытаться точно стоит! Поделитесь опытом на учительских порталах, найдите группу поддержки.

photo
Анастасия Александровна Хищенко

Федеральный тренер,психолог, педагог «РПЦ «Пушкинец», автор книги «Создай себя», педагог первой категории

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль