Контроль VS самостоятельность: помогаем ребёнку с уроками

Нашли решения, чтобы помочь школьнику стать самостоятельным.

Домашняя работа: как выжить?

Санитарные правила и нормы подразумевают, что ученикам на выполнение домашнего задания нужно время, соответствующее их возрасту:

  • 1 класс — домашние задания не задаются,

  • 2-3 класс — 1,5 часа в день,

  • 4-5 класс — 2 часа в день,

  • 6-8 классы — 2,5 часа в день,

  • 9-11 классы — 3,5 часа в день.

На самом деле мало кто укладывается в этот регламент. Обычно домашка отнимает много времени (и нервов) у всей семьи. Может, перестать уже контролировать выполнение уроков? Но ведь страшно — особенно если ребёнок перешёл в 5-й класс — учителя теперь все разные, предметов стало больше, а темы всё сложнее...

И что делать?

Сейчас расскажем. Наметили шаги, благодаря которым можно постепенно перестроить жизнь ребёнка, облегчить и упростить рутину с домашками, на годы увлечь его учёбой и освободить вечера для более интересных дел.

Развиваем ответственность и самостоятельность: пошаговая инструкция

Старый добрый личный пример

Покажите ребёнку, что в семье у каждого есть свои обязанности:

  • мама готовит еду, организует уборку и стирку;

  • папа покупает продукты, следит за исправностью машины;

  • старший брат пылесосит два раза в неделю, периодически моет посуду;

  • младший — содержит в порядке своё рабочее пространство, ухаживает за домашним питомцем, учится и вовремя выполняет домашние задания.

Правильно обустроенное рабочее пространство

  • Повесьте над столом плакаты с правилами, таблицу Пифагора, расписание уроков и мотивирующие таблички.

  • Приучайте ребёнка не захламлять стол — это и неопрятно, и ужасно неудобно.

  • Правильно расположите настольную лампу. Локальное освещение для правшей стоит ставить слева, для левшей — справа.

Перерывы на физкультуру + правильный режим дня

Научите школьника периодически делать перерывы в занятиях, упражнения для отдыха глаз, пальчиковую гимнастику и разминку для спины и шеи.

Планировать своё расписание и ставить цели важно уметь уже с 1 класса — и если к началу средней школы ребёнок ещё не обладает важными навыками, самое время начать их развивать.

Пример, как можно оформить план на неделю с важными учебными задачами:

  • Математика — сделать сегодня

  • 10 новых английских слов — выучить во вторник, повторить в среду

  • Проект по литературе — продумать сегодня после выполнения математики, вернуться в четверг после уроков, доделать основную часть

  • Рисунок по ИЗО на тему «Семейные традиции» — нарисовать в субботу днём

Снижение родительского контроля

Важно, чтобы первоначальный контроль родителей постепенно сменился самостоятельным выполнением домашней работы и обсуждением сложных заданий — по запросу самого ребёнка.

Упрощённо этот процесс можно описать в четыре этапа:

  1. Родители выполняют вместе с ребёнком почти все задания, устные и письменные.

  2. Зная, с какими предметами школьник справляется быстро и легко, родители перестают контролировать домашнюю работу по этим дисциплинам.

  3. Ученик делает уроки почти самостоятельно, иногда обращаясь за помощью к взрослым.

  4. Школьник практически перестаёт нуждаться в помощи родителей, но взрослые интересуются учёбой, и при необходимости готовы помочь.

Обычно на последнем этапе идиллия ломается, поскольку у ребёнка начинают проявляться особенности подросткового периода. Учебная мотивация может снизиться, на первый план выходит потребность в общении со сверстниками. Поэтому с 5 класса важно помочь школьнику развивать навыки тайм-менеджмента и умение противостоять прокрастинации.

Ещё можно по-настоящему увлечь учёбой и помочь ребёнку стать самостоятельным, чтобы справляться с домашкой было легче, а ошибки в выполненных заданиях находил не учитель после проверки тетрадей и не родители после тяжёлого дня в офисе, а сам пятиклассник. Тут в игру вступает Цифровой помощник, который освободит взрослых от ежедневной дополнительной нагрузки в виде домашки, а детям поможет в самых сложных темах по русскому, английскому и математике.

Инвестиции в будущее

Желание учиться в средних классах сохраняется на должном уровне только при сформированной мотивации достижения успехов. Если школьник боится неудач, стесняется отвечать у доски, стал больше внимания уделять своему образу в глазах других и не верит в себя, обратитесь к подростковому психологу. Специалист поможет справиться со сложностями переходного периода, а учёба не пострадает так сильно.

Родители знают особенности скорости мышления, умения концентрироваться, объёма памяти ребёнка. Если вы видите, что познавательные процессы несколько замедлены, помогайте школьнику развивать их.

Проконсультируйтесь с психологом, неврологом, дефектологом. Возможно, с их помощью учебный материал будет усваиваться лучше. Так вы убережёте ребёнка от пробелов в знаниях и сохраните его учебную мотивацию.

И просто доверяйте своему ребёнку, помогайте ему становиться более самостоятельным и уверенным в своих силах. Это серьёзные инвестиции, которые в ближайшей перспективе облегчат его и вашу жизнь.

Автор

photo
Ольга Иванова

Детский и семейный психолог

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль