Математика по Петерсон: интересно, основательно, результативно

По системе Людмилы Петерсон дети учатся учиться!

Основное изображение

Советский, российский педагог-методист и доктор педагогических наук Людмила Георгиевна Петерсон с 1975 года занимается вопросами непрерывного математического образования. С 90-х годов разработанная ею система «Учусь учиться» для дошкольников, 1-4-х и 5-6-х классов широко применяется в педагогике. В 2002 году Людмила Георгиевна награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Чтобы помочь ребёнку самому справиться с заданием, можно задать ему следующие вопросы: «Расскажи, что известно в этом задании? Что нужно сделать? Какие правила помогут ответить на этот вопрос? Повтори эти правила. Попробуй их применить».

Думать, а не зубрить

Любая задача имеет несколько вариантов решения, все правильные. В традиционных программах главное ‒ заучивание формул, шаблонов, единственно правильного способа решения. В подходе Петерсон ребёнок воспринимает математику не как свод цифр и правил, а как увлекательное путешествие в мир логики и творчества. Ребята становятся настоящими исследователями: сами ищут разные решения, пробуют всевозможные подходы, радуются каждому открытию.

Комплекс не даёт готовых ответов, за счёт чего дети учатся размышлять. Вместо механического запоминания ребятам предлагают реальные задачи, с которыми можно экспериментировать:

‒ Измерь отрезки. Обведи самый длинный отрезок красным карандашом, а третий по длине — зелёным.

‒ Есть ли восьмой день недели? Какой восьмой месяц года?

‒ Каких вёдер воды в бочку войдёт меньше — маленьких или больших? Почему? Раскрась это ведро.

Задания развивают критическое мышление, умение анализировать, находить нестандартные решения. Дети не боятся ошибаться: ошибка ‒ шаг к правильному ответу.

В учебниках можно рисовать

Математика ‒ это нескучно! В пособиях каждая страница яркая, интерактивная:

‒ сказочные герои помогают освоить сложные темы.

‒ задания-игры можно раскрасить, соединить, дорисовать, разгадать ребус.

‒ на рабочих страницах пишут, рисуют.

Дети воспринимают уроки как квест: нужно выполнить интересные упражнения, а не просто решить примеры.

Математика: творчество и вдохновение

Подход Петерсон доказывает: математика бывает весёлой и креативной.

Здесь нет шаблонных задач, ученику предлагают:

‒ найти закономерность,

‒ придумать свой способ решения (а если попробовать по-другому?),

‒ объяснить своё мнение (почему ты так решил?).

Упражнения развивают логику, речь, воображение, уверенность в силах.

Методика Петерсон ‒ гармоничное сочетание игры и обучения. Дети не чувствуют давления, с удовольствием включаются в процесс, ведь им интересно (задания как приключение), они понимают (а не просто запоминают), гордятся своими успехами (ответ нашли сами!).

Функциональная грамотность с детства

Традиционные методы часто сводятся к механическому запоминанию формул, алгоритмов. В результате ученик может решать типовые задачи, но теряется в нестандартных ситуациях.

Система «Учусь учиться» построена иначе:

‒ дети сами выводят правила, анализируя примеры;

‒ учатся видеть логичность и обоснованность, а не просто запоминать шаблоны;

‒ через игровые упражнения развивают гибкость мышления.

Существует мнение, что подход слишком сложный. В действительности он многоуровневый: по теме даётся доступный всем материал, могут быть дополнительные задания олимпиадного уровня, задачи со звёздочкой. Упражнения факультативного характера выполнять необязательно.

Когда ребёнку нравится учиться, он получает полноценные знания, которые остаются на всю жизнь, а не забываются после контрольной. Умение думать, анализировать, выстраивать логику пригодится не только в школе.

Эффективная методика

Нам важно, что на уроках ребёнок самостоятельно открывает новые знания, ведь именно это делает изучение математики для него осмысленным и интересным. Поэтому наши ученики часто демонстрируют своё преимущество перед сверстниками на олимпиадах и ВПР: у одних знания ‒ результат заученных текстов и определений, у других ‒ следствие самостоятельно пройденного интересного математического маршрута.

Ключевой показатель успешности педагога — результаты детей, их прогресс. Методика Людмилы Петерсон соответствует ФГОС, давая осязаемые результаты.

Если ребёнку неинтересно, воспитателям и учителям приходится тратить силы на мотивацию и дисциплину. При обучении детей по программе «Учусь учиться» пассивность сводится к минимуму по нескольким причинам:

‒ много игровых заданий: ребусы, раскраски, интерактивные упражнения;

‒ персонажи из детских произведений вовлекают в учебный процесс;

‒ малыши видят смысл в действиях, выполняя практико-ориентированные задания.

Подробные поурочные разработки, интерактивные материалы, наглядные пособия, курсы повышения квалификации помогают педагогам продуктивно внедрить систему в работу.

Разноуровневые упражнения, возможность творческого подхода облегчают поиск особого подхода к ребёнку, повышая уверенность в профессиональном мастерстве педагога, предупреждают эмоциональное выгорание.

Автор

photo
Ольга Иванова

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы

Теги:Детские сады,Методическая поддержка,Функциональная грамотность

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль