11 февраля 2022, 17:45
1460
20 мин

Пробуждение творческого потока как лекарство от профессионального выгорания

Разбираемся, чем принципиально различаются игры, что такое творчество, и почему человеческий организм почти непрерывно находится в движении.

Пробуждение творческого потока как лекарство от профессионального выгорания

Игра и творчество

Начнем с практики! Где бы вы ни находились, задайте себе вопрос: «Как я себя сейчас ощущаю? Все ли части тела со мной?» Зачастую зацикленность на делах и каждодневная рутина выключают нас из телесного переживания. Отключение от тела — первый шаг к ощущению собственной неживости и профессиональному выгоранию.

Сделайте глубокий вдох. Выдохните. Покрутите головой. Расправьте плечи, подвигайтесь. Растянитесь и соберитесь.

Нам важно заботиться о том, чтобы наше осознанно чувствующее себя тело было живым. Это работа, которая не требует специальных усилий. То, как я дышу, двигаюсь, то, чем я питаюсь, и то, как я обустраиваю свое пространство — это то, что открывает для меня возможность быть живым. И тогда я создаю соответствующее пространство вокруг себя, я создаю свет, который отражается в глазах тех, с кем я общаюсь

Чем старше мы становимся, тем больше наш творческий поток заключается в рамки ответственности, все больше закрываясь от нас. Но есть две «витаминки», которые помогают творческому потоку продолжать активно существовать и действовать. Это игра и творчество.

Возьмите лист бумаги. Это тот инструмент, на котором мы с вами можем оставить свои следы и таким образом открыть пространство для выразительности.

Сомните лист бумаги двумя руками. Это действие — аналог того как вы влияете на среду и на то, что попадает к вам в руки, то, с чем вы вступаете во взаимодействие.

Когда мы сминаем лист бумаги, то неизбежно ощущаем его фактуру. Прочувствуйте свои ощущения. Мы можем слышать, как шуршит лист, чувствовать запах бумаги, ощущать прикосновения листа на руках.

Лист — это маленький аналог мира, в котором мы живем. Это наш индивидуальный след. Это персональная действительная реальность, которая способствует искажению восприятия окружающего мира.

Какие слова приходят к вам, когда вы сминаете лист? На что вы обращаете внимание, когда находитесь в этом процессе: звуки, запах, телесные ощущения? Чувствование, которое переходит в восприятие, называется пространством воображения: ритм, вкус, запах, движение, звук, слово, действие, образ.

У нас есть наше осознанно чувствующее выразительное живое тело, которое дано нам, чтобы мы могли чувствовать себя живыми. Когда мы находимся на пределе ресурсов, то перестаем чувствовать живость тела. Происходит разделение: мои действия, движения и реакции становятся механическими. И тогда та среда, где живет воображение, будет стремиться к нулю, сужаться. А наша выразительная деятельность и творческое начало, которые помогают питать воображение и жизненную силу, уходят на периферию. И на творческие проявления нет ни сил, ни возможности. Остается ресурс только на то, чтобы кое-как поддерживать себя живым. Это происходит в тот момент, когда есть нечто, что вторгается в наше пространство, и мы чувствуем себя незащищенными. Это и есть первый этап профессионального выгорания.

Когда мы не двигаемся, не играем с различными тактильными ощущениями, не расширяем линейку вкусов, не играем запахами и звуками, не балуем себя образами, мы как будто закрываем некие ставни и попадаем в мир фантазии, отключая жизненные силы.

«Живое осознанно чувствующее тело и выразительное искусство связаны между собой модальностью воображения. А что такое воображение? Это то, что выстраивает мостики между буквальной и образной реальностью. Оно связано с нашими моментами функционирования. Когда мы находимся в материнской утробе, то первое, с чем мы сталкиваемся, — ритм. Еще мы можем ощущать вкус».

При рождении мы начинаем постоянно двигаться. И даже наша кровеносная и лимфатическая системы, нейроны в головном мозге — весь организм находится в движении. Мы учимся различать и звуки и выражать через них свои чувства и переживания. Затем мы начинаем простраивать карту мира, выявлять разные формы, наполнять их содержанием. Дальше мы все больше овладеваем движением, обучаясь управлять. А вершина наших познавательных функций — речь.

Через вкус и запах мы знакомимся с кулинарией и парфюмерией. Ритм и движение — пространство выразительной двигательной активности и танца. Ритм и звук — пространство музыки. Ритм и образ — визуальное искусство, которое помогает расширить целую палитру восприятия. Поэтому так важно окружать себя красивыми вещами и любоваться живописными пейзажами. Это такой воздух для глаз. Действие и слово — полимодальное искусство. К нему относятся театр и  поэзия. Слово — единственное, что открывает доступ к знакам и к выстраиванию смыслов, а еще способствует развитию ментализации.


Выразительная деятельность и сенсорные системы похожи на работу оркестра: когда начинается какая-то активность, как будто по мановению невидимого дирижера вступают во взаимодействие различные зоны головного мозга. Когда мы открываем пространство выразительности, мы одномоментно открываем все способы взаимодействия.

«Любая выразительная деятельность полимодальна: мы не можем двигаться и не звучать, не можем звучать и не двигаться, не можем обонять, осязать и не переживать при этом образы. Но когда мы находимся в ловушке собственной зацикленности, начинают выключаться сенсорные системы и появляется переживание обедненности: снижается тонус, появляется раздражение и потребность «выключиться», изолироваться от мира».

В образовательной среде очень важно обратить внимание на соединенность всех систем. Когда мы говорим о среде, то в первую очередь задумываемся о месте, которое мы занимаем. А на нашем месте мы должны чувствовать себя в безопасности. И это безопасное переживание равно работе всех наших систем в правильном ритме, — таком, который поддерживается нервной системой.

Диапазон игры связан со способностью к выстраиванию отношений с новым или с неожиданным. Учитель, открывая пространство нового, приглашает каждого встретиться с этим новым. Но для этого необходимо как бы деформировать все существующие конструкты. А это, конечно же, всегда сопряжено с тревогой, напряжением и страхом оценки, проявленности и неуспеха. И для того чтобы открыть поток включенности в познавательную активность, необходимо позаботиться о безопасности и подумать о нескольких вещах:

  • ритме, который включает внимание;

  • запахах и вкусах, которые создают атмосферу;

  • наличии и возможности привнести движение как естественную форму коммуникации сразу с несколькими системами;

  • модуляции звука, когда представляете какой-то материал;

  • визуальном контексте и образах;

  • действиях как интерактивном взаимодействии при получении информации;

  • взаимосвязях и словах, которые открывают пространство смыслов.

Наше Я воплощено в искусстве:

Стресс оценки или стресс сложного задания закрывает возможность исследовать и делать дальше. А если запустить двигательную активность, мы эмпирическим путем добываем информацию и простраиваем связи между новым и существующим.

Игра-play VS игра-game

Образовательная среда, с одной стороны, то место, где царит игра, любопытство, а с другой — там есть правила, это то место, где мы учимся обрамлять и направлять свой творческий поток, чтобы достигать результата.

«Игра — пространство детства. Творчество — пространство взрослого человека. Когда происходит обучение, у нас формируются навыки и умения, картина мира. Наш мозг открывает для нас возможность для решения задач. Игра — некое действие, которое помогает формировать навыки и способствует развитию волевой регуляции и умения следовать правилам».

Play — игра ради игры. Если рамки в обучении очень ригидные, то напряжение будет возрастать и навык не сформируется. В игре-play нужно научиться откладывать и возвращаться, когда появляется интерес.

Урок — это больше игра-game, а перемена — игра-play. Для поддержания творческого потока во взрослом возрасте нам необходимо создавать перемены в рабочем графике. B тогда нам открывается пространство для творческого следования.

Game — игра ради дела, ради результата. Она открывает дверь к волевой регуляции, когда есть правила, в которые мы себя вписываем, обучаясь контролю и управлению своим эмоциональным состоянием для достижения результата. Game — важная часть в формировании навыка эффективной деятельности. Но 

игра-game невозможна без игры-play.

Творческий процесс и экспрессивные искусства

Творчество как процесс — это то, что следует за интересом. Мы открываем возможности и перетекаем из одного в другое.

Творчество как результат — то, что касается дисциплины выразительности, когда нам важно достичь завершенного результата.

Когда приглашаете к творческой познавательной активности, обращайте внимание на то, что начинаем мы с некоего импульса (то, что зовет). Затем к импульсу важно привнести повторяемость. Тогда начинает образовываться завершенная форма, которая приводит к осмыслению, к так называемому «ага-эффекту», когда у человека есть понимание, как это работает. Потом начинают простраиваться связи, логическая цепочка. И этот процесс помогает восстанавливать творческую активность. Если начинать со сложной задачи, то нет возможности разгона, получения «ага-эффекта», который подпитывает и поддерживает воображение.

Игра и творчество встречаются. И у игры есть несколько видов:

Подумайте о том, насколько в вашей деятельности вы предоставляете место для сенсорной и моторной активности.

Игра, творчество и модальности воображения

В образовательной деятельности встреча ребенка и взрослого — как соединение двух половинок сердца — соединение игры и творчества. И между этими половинками сердца есть наши модальности воображения, которые помогают расширять диапазон игры и стимулировать зависимость связей между разными отделами головного мозга.

«Открытое сердце не означает душу нараспашку в мороз. Это про другое – иметь сонастройку с миром, который окружает человека, для того чтобы быть во взаимодействии, обучаться различным приемам. А еще – это про расширение внимания, видения, границ, территории, расширение диапазона игры и творческой деятельности».

photo
Алена Буренкова 

Кандидат психол. наук, доцент, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии Института Практической Психологии и психоанализа

photo
Маргарита Михайлова

редактор сайта

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль