Проектная деятельность по информатике: этапы и критерии оценки

О тонкостях составления проектов по информатике рассказал учитель высшей категории Магомедшапи Дибиров.

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской?

Организуя творческую работу школьников, необходимо учитывать разницу между видами деятельности: проектной и исследовательской. Иногда происходит подмена понятий.

Исследование — это получение нового знания про известные предметы. Исследовательская деятельность направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проект — это создание новых предметов с теми качествами, которые нам нужны, которых раньше не было. Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В школах чаще реализуется проектная деятельность. Эта работа, вкупе с исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством составляет научно-техническое образование. Один из главных трендов в творческой деятельности учащихся на уроках информатики — обращение к робототехнике. Наборы, которыми постепенно оснащаются школы, позволяют ученикам создавать новые конструкции, проверять на них свои теории и программы.

Этапы исследовательской деятельности

  1. Изучение теоретического материала.

  2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

  3. Формулировка гипотезы.

  4. Освоение методики исследования.

  5. Сбор собственного материала.

  6. Обработка собранного материала.

  7. Обобщение, анализ, выводы.

  8. Представление исследовательской работы.

Соблюдение плана варьируется в зависимости от обстоятельств. Например, при дополнительном образовании каждому этапу уделяется максимальное внимание. На экскурсии резонно исключить освоение методик, обработку материала, представление работы и оставить только изучение теории (краткое), постановку целей и задач, сбор материала, выводы.

На основе приведенных пунктов можно составить индивидуальный план выполнения работы, обозначив для каждого этапа:

  • Содержание.

  • Даты.

  • Формы работы.

  • Количество часов.

При этом важно разделить работу между учеником и руководителем проекта, чтобы первый имел возможность сделать свой весомый вклад, а второй — проявить свою компетентность. К самостоятельной работе учащихся лучше отнести выбор темы и задачи, формулировку гипотезы, выбор объекта, анализ результатов и выводы. К консультационной работе руководителя — создание теоретической базы, подбор методики под задачу, составление плана работ, подбор методики обработки, составление плана презентации.

Критерии оценки текста исследовательской работы

  1. Соответствие содержания работы заявленной теме.

  2. Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность.

  3. Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования.

  4. Обоснованность и адекватный подбор методов исследования.

  5. Глубина анализа литературы по исследуемой теме.

  6. Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность.

  7. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов.

  8. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами.

  9. Соблюдение требований к оформлению работы.

  10. Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.)

Критерии оценки текста проектной работы

  1. Актуальность проблемы и четкость ее постановки.

  2. Соответствие содержания работы заявленной теме.

  3. Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы.

  4. Четкость описания методов реализации проекта.

  5. Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме.

  6. Последовательность и логичность этапов реализации проекта.

  7. Соответствие результатов проекта поставленным задачам.

  8. Практическая значимость проекта.

  9. Степень реализации проекта на практике.

  10. Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.

Вопросы для рефлексии педагога

  • Как к вам попал автор работы?

  • Как родилась тема работы (чья инициатива, как уточнялась)?

  • На каких этапах и в чем проявлялась инициатива автора?

  • Как вы эту инициативу поддерживали?

  • Как и почему корректировались тема и методика исследования в ходе работы?

  • Какой этап был самым трудным и почему?

  • Как и по чьей инициативе вы разрешили трудности?

  • Как вы оценивали успешность работы автора и изменения его отношения к делу?

Индивидуальный проект

Исследовательские и практические работы обычно дополняют урок по конкретной теме. Более серьезная, масштабная работа — индивидуальный учебный проект. Он выполняется школьниками в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:

  • информационного,

  • творческого,

  • социального,

  • прикладного,

  • инновационного,

  • конструкторского,

  • инженерного.

К слову, в исследовательской работе вредно сразу ориентироваться на конкретный конечный результат. Нужно, чтобы педагог задал вопрос, а ученик в поиске ответа сделал свое маленькое открытие.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Информатика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль