Развитие субъектности. Международный проект Odyssey of the Mind

Рассказываем об опыте участия в международном движении «Одиссея разума».

Что такое «Одиссея разума»?

Современным подросткам важно уметь мыслить свободно, создавать собственные проекты и реализовывать их, быть инициаторами — вот залог успеха в дальнейшей жизни. Формировать личность ребенка в этом направлении помогает международное движение «Одиссея разума».

Образовательная программа Odyssey of the Mind была создана в 1978 году профессором Сэмюэлем Миклусом из Нью-Джерси. Профессор поставил себе задачу находить необычные эффективные решения инженерных и творческих вопросов, и вдохновил этим многих своих студентов. Со временем программа получила популярность по всему миру.

Цели программы

  • привлечение детей к творчеству;

  • развитие взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества;

  • формирование приемов самостоятельной работы в решении проблем;

  • обучение навыкам работы в команде;

  • выявление одаренных детей;

  • воспитание патриотизма.

Виды деятельности

  • Тренинги и занятия (самостоятельное решение задач в заданных условиях).

  • Решение инженерных задач (самостоятельность здесь зависит от уровня сложности).

  • Подготовка выступлений (роль тьютора в творческом процессе минимальна).

  • Подготовка к поездкам (тоже большие просторы для творчества).

В 2018-2019 учебном году «Павловская гимназия» присоединилась к движению, и вот что из этого получилось.

Опыт реализации проекта «Одиссея разума»

Этап I. Сентябрь. Знакомство с проектом.

Первоочередная задача, конечно, состояла в том, чтобы познакомить с движением учеников и их родителей. Можно было пойти по стандартной схеме: повесить объявление, провести собрание в актовом зале. Но когда речь идет об обучении нестандартному мышлению, начинать следует тоже креативно. За две недели до ознакомительного мероприятия педагоги нанесли на асфальт перед входом в школу узнаваемый символ Одиссеи. После — стали подкладывать детям в личные ящики листовки с тем же рисунком. Ученики расспрашивали учителей о странных посланиях, но те лишь загадочно отвечали: «Спроси у енота» (енот — талисман движения). Через две недели объявление все-таки появилось, и учеников основной школы пригласили на игру, включающую технические и творческие задания. Например: за 5 минут сконструировать длинную веревку из нескольких ватных палочек, отрезков скотча, бумажных пакетов и пластиковых бутылок. Другой пример (вербальная задача): выработать систему сигналов и передать зашифрованное сообщение за ограниченное время.

Этап II. Октябрь. Развитие нестандартного мышления

Заинтересованные ученики стали проходить тренинги по развитию командного духа и креативности (в формате викторин, ролевых игр и решения задач ТРИЗ). В конце октября ученики «Павловской гимназии», вместе с детьми из «Хорошколы», поехали в лагерь «Одиссеи разума», который проходил в экопарке «Ясно Поле» в Тульской области. Там, в составе смешанных возрастных команд, ребята тоже решали задачи — а также устраивали театрализованные представления и конструировали интересные механизмы (вроде парашюта для куриного яйца или необычного плота).

Этап III. Октябрь. Первое соревнование

Тогда же, в октябре, школьники приняли участие в первом официальном региональном турнире, который проходил в Москве. Традиционно такие турниры устраиваются во всех странах-участницах проекта. Команда решила две непростые технические задачи: ребята сконструировали необычное транспортное средство (машину, которая помещалась в чемодан) и сделали конструкцию из бальзового дерева (при весе 15 граммов изобретение выдержало вес 120 килограммов).

Этап IV. Апрель. Участие в международном фестивале

Ближе к концу учебного года ученики отправились в Санкт-Петербург — уже на европейский фестиваль «Одиссея разума», где участники выступают в составе своих команд и в смешанных командах со школьниками из других стран. Среди задач европейского фестиваля — не только научить детей общаться в работе на английском языке, но и организовать культурный обмен (участники презентовали свои страны на сцене и на ярмарке сувениров).

Итоги

Педагоги «Павловской гимназии» остались довольны проектом и планируют продолжить участие с некоторыми изменениями:

  • привлечь к проектам младшеклассников;

  • создать новые команды;

  • выделить больше часов в рамках внеурочной деятельности (не 1 в неделю, а 4-5);

  • делегировать некоторые организационные и тренерские обязанности уже опытным членам команд.

Как принципы Odyssey of the Mind развивают субъектность?

Чтобы сформировать субъектное поведение, недостаточно одной лишь субъектности. Нужно развивать универсальные и предметные умения. Для наглядности обратимся к 3D-модели от Марии Моисеевны Миркес.

Сегодня мы много говорим о компетенциях XXI века. Получив задания на занятиях «Одиссеи», ребята проводят анализ, изучают условия, выявляют ограничения, используют воображение, принимают решения, взаимодействуют для получения общего результата. Все это реализует популярную и эффективную модель 4К: критическое мышление, креативность, коллаборация и коммуникация. То есть помогает сформировать всесторонне развитого субъекта.

Пётр Латышев

Учитель английского языка, АНО «Павловская гимназия»

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Видео,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль