Самые трудные темы по географии: как помочь ученикам с ними справиться?

Представляем эффективные методы развития предметных и метапредметных навыков на уроке географии (с примерами).

Почему у детей возникают трудности?

В этом году в Омской области, среди учеников 6-х классов, было проведено региональное исследование читательской грамотности в предметной области «География». Результаты сложно назвать удовлетворительными: понимание текстов продемонстрировали чуть больше половины учеников, а способность использовать информацию из прочитанного — всего 31%.

Причина таких низких показателей лежит отчасти в несоответствии традиционных методов преподавания с потребностями и возможностями современных учащихся. Поколению Z присущи «другая» память (запоминание не содержания, а пути к информации), быстрое восприятие при меньшей конкретизации, нетерпеливость, предпочтение коммуникаций в сети.

Можно выделить следующие психолого-педагогические причины затруднений школьников при обучении предмету:

  • Несоответствие программ, педагогических технологий и дидактического материала интеллектуальному потенциалу и механизму формирования умственных действий ребенка. Проявление: невыполнение основных учебных обязанностей.

  • Несформированность мотивации к обучению и волевой регуляции. Проявление: нарушение организации учебного процесса.

  • Несоответствие стиля и индивидуальных психологических особенностей учителя индивидуально-психологическим особенностям ученика. Проявление: Дидактогения («школьная тревожность»).

  • Несформированность коммуникативных навыков и неблагоприятный стиль семейных взаимоотношений. Проявление: нарушение отношений со взрослыми и сверстниками.

Предметные затруднения в изучении географии начинаются с понятийного аппарата. Понятия — это опорные точки познания, они отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Распространенная проблема: ученик не может дать определение понятиям, апеллировать ими, использовать их в решении образовательных задач. Преодолеть трудность помогает «Портера понятия». Рассмотрим этот метод на примере понятия «море».

География. 6 класс. Учебное пособие Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Учебное пособие адресовано учащимся 6 класса и входит в УМК «Классическая география». Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллеьной работы с электронной формой учебника способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Море волнуется раз: помогаем ребенку запомнить свойства морей и океанов

1. Анализ определения

Возьмите определение из учебника «География» (5 класс) Александра Летягина.

Море — часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течением, живыми организмами.

Пусть ученик прочитает определение вслух, отметит основные признаки цифрами и интонационно. По осознанности чтения можно понять степень усвоения информации.

2. Визуализация через графику

Предложите ученикам изобразить в диаграмме отношения морей и океанов. Результаты могут получиться такие:

Качество исполнения значения не имеет — главное, чтобы были верно отражены основные принципы.

3. Воздействие на органы чувств

Создайте образный портрет моря через произведения искусства. Например, через картины Ивана Айвазовского и Михаила Алисова или музыкальные пейзажи из фильма «Человек-амфибия».

4. Разбор метафор

Приведите известные метафоры и попросите учеников объяснить, почему так говорят: «Море книг», «Море радости», «Ждать у моря погоды» и т.д.

5. Кейсы

Удивите учеников интересными фактами, это повышает мотивацию. Например:

  • В мире насчитывается 63 моря.

  • Самое глубокое море — Филиппинское: 10 265 м!

  • Самое мелкое море — Азовское: всего 13,5 м.

6. Выделение признаков

Распишите вместе с учениками в форме таблицы общие и частные признаки понятий (параллельно подтверждая их работой с картой).

7. Целое-части

Продемонстрируйте соподчинение понятий через логически-последовательную визуализацию.

8. Алфавитный экран

Заполните вместе с учениками алфавитную таблицу понятий по теме урока

9. Тренажеры

Предложите ученикам электронные упражнения. Например:

  • Восстановление недостающих слов в определении понятия.

  • Составление определения из перечня слов.

  • Изменение определения понятия.

10. Система понятий

Объедините изученные понятия в логико-структурную схему. Названия в такой схеме соединены линиями, отражающими отношение понятий. Можно составить схему вместе с учениками, использовать ее как форму контроля и мониторинга, объявить конкурс лучших карт понятий и т.д.

Другие способы справиться с трудной темой

Рассмотрим педагогические приемы из книги «Мастерство учителя», автор Дуг Лемов.

  • Разбейте информацию на части. При неправильном ответе ученика сделайте «шаг назад» и приведите пример, исключите ошибочный выбор.

  • Не оправдывайтесь. Тема кажется скучной даже вам? Найдите объяснение для себя и для учеников, почему она важна и интересна

  • Следите за формой передачи информации. Постарайтесь сделать так, чтобы ученик давал ответ в форме целостного предложения или продолжал предложение, начатое вами.

  • Не принимайте отказ. Боритесь с формулировкой «Я не знаю». Дайте подсказку сами или с помощью других учеников. В крайнем случае — назовите ответ и попросите ученика его повторить.

  • Организуйте чтение с остановками. Разделите информационный текст на части и дайте задание к каждой из них.

  • Организуйте чтение в парах. С помощью индивидуальных заданий для каждого ученика можно сделать так, чтобы ребята в парах делились друг с другом информацией из текста, развивали коммуникативные навыки.

  • Обсудите таблицу перед ее заполнением. Предлагая задание с таблицей, проверьте, насколько хорошо дети его понимают. Попросите самых «слабых» учеников объяснить название, содержание, пользу таблицы.

  • Используйте одновременно карты и фотографии. Такая визуализация помогает ученикам лучше усвоить непривычный материал.

  • Используйте облако слов. Систематизировать понятия можно не только не только в таблицах и схемах, но и в «облаках». Этот подход привносит разнообразие и привлекает внимание учеников.

  • Используйте кроссенс. Речь идет об ассоциативной головоломке. Подберите подходящие иллюстрации к понятию, теме, проблеме и предложите ученикам ее разгадать.

Обращаем ваше внимание, что в мониторинг функциональной грамотности PISA 2021 года будут введены задания на креативное мышление. Они проверят, насколько хорошо ученики разных стран могут самовыражаться письменно и визуально, рассуждать о социальных и научных проблемах, выдвигать идеи. Развиваем ли мы учеников в этом направлении на уроках географии? Важно ответить на этот вопрос, поскольку креативность является залогом успеха в современном мире. Даже если ученик сталкивается с трудностями, не нужно подрывать его смелость и веру в себя. Лучше ругать исполнение, а не исполнителя, и не скупиться на похвалу. Тогда процесс познания вызывает у детей радость, а это помогает справиться даже с самыми трудными темами.

Автор: Галина Саренко — доцент кафедры естественно-географического и технологического образования ИРООО

Теги:География,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль