13 августа 2024, 00:00
3 мин

Школьная иерархия: почему важно знать, как устроен коллектив

Учим ребёнка правильно взаимодействовать со школьным коллективом.

Школа — это маленькая модель социума. Здесь дети не только получают знания, но и учатся строить отношения, взаимодействовать. Но способность к коммуникации зависит от характера ребёнка, его поведения, внутренних потребностей, наличия поддержки и уверенности в себе. На основе сложного сочетания этих факторов в каждом классе формируется довольно простая социальная иерархия, в которой принято выделять главные и поддерживающие роли.

Кто здесь главный?

Лидер — уверенный в себе, обаятельный ребёнок, способный вести за собой других. Он легко находит общий язык — причём и с учителями, и с одноклассниками — способен объединять, мотивировать и вдохновлять других. Часто обладает определённой властью и авторитетом в глазах сверстников, задаёт настроение в группе и влияет на принятие решений. У лидера обычно есть группа поддержки — так называемые послушные, которые готовы безоговорочно следовать линии поведения лидера, иногда — оппозиция (например, харизматичный хулиган, срывающий уроки) и очень редко — альтернативный лидер (ещё один школьник в классе с качествами лидера, например, из другой школы).

Серый кардинал — школьник, который не стремится к проявленному лидерству, но так или иначе влияет на группу, умеет подобрать нужные слова и тонко манипулирует мнениями в коллективе, способен оказывать влияние на ситуации и людей, оставаясь «за кадром». Обычно дружит с лидером и действует через него.

Изгой — член группы, который чувствует себя одиноким и изолированным от остальных. Причины его изоляции могут быть различными: застенчивость и неуверенность, различия в интересах и внешности, разного рода несоответствие общепринятым нормам — от физической и эмоциональной слабости до слишком яркой индивидуальности. Изгоем также может быть «общий враг» — тот, на кого обычно нападает либо сам лидер, либо его окружение (чтобы угодить лидеру или из страха оказаться на месте изгоя).

Поддерживающие роли

Шутник — ребёнок, который привлекает внимание одноклассников и учителей тем, что разряжает обстановку в случае напряжения, создает позитивную атмосферу, шутит, отпускает смешные комментарии (уместные и не очень).

Умник — ученик, который стремится к знаниям, имеет хорошие оценки, либо увлечён и имеет достижения по определенным предметам. Интересен тем, что в определенных обстоятельствах может выступать экспертом, к которому прислушивается группа.

Фрик — этот ребёнок выделяется необычным хобби, внешностью (стиль одежды, макияж, прическа) или убеждениями, которые в обществе считаются странными или принадлежащими к меньшинству.

Незаметный — тихий, скромный ученик, который не проявляется и не привлекает внимания, ни в учёбе, ни в общении со сверстниками. В школу ходит, потому что «так надо». В иерархических трениях не участвует.

Индивидуалист — сильный, активный, популярный одноклассник, который при этом часто бывает «на своей волне». Пользуется безоговорочным уважением со стороны коллектива. Это может быть ребёнок, добившийся успеха вне школьной образовательной системы — в спортивных секциях, музыке, танцах, сфере медиа и тд. Бо́льшую часть времени проводит на сборах, олимпиадах, концертах (или, как вариант, со своими друзьями вне школы), поэтому в иерархию не входит и себя к ней не относит.

Разумеется, такое разделение на роли, так же как и их названия, весьма условно. Социальные роли — это не ярлыки, они непостоянны и могут меняться со временем. У девочек и у мальчиков эти явления вообще различаются. Личные трансформации, психологический рост, переоценка ценностей, влияние родителей, друзей, вдохновляющих медиа — всё это может кардинально изменить самоощущение ребёнка, его поведение и способ транслировать себя в социуме.

Если у ребёнка сложилась определенная социальная роль, смена школы может кардинально её изменить в любом направлении иерархии. Новенькому лидеру придётся заново отстаивать желаемую позицию и подтверждать её, а ранее незаметный ученик может проявить свою индивидуальность в новом коллективе.

Важно понимать, что каждая роль имеет свои плюсы и минусы. Например, лидер в определённых обстоятельствах может чувствовать угрозу своему положению и переживать за сохранение статуса — это большой стресс. А изгой может обладать скрытыми талантами или интересами, которые станут его силой и помогут найти своё место в школьном коллективе. Или он может оказаться более чутким и внимательным к другим, чем лидеры, стремящиеся к внешнему влиянию, и таким образом превратится в «невидимого героя», который помогает другим, не ожидая признания и славы.

Что важно знать родителям

Понимание природы школьного сообщества станет подспорьем для родителей в случае, если у ребёнка возникнут сложности с адаптацией в коллективе. Социальные роли — даже если мы это не осознаём — влияют на самоощущение, взаимоотношения и на учебную успеваемость.

«Школа — это место, где дети учатся жить в обществе, развивая свои социальные навыки и формируя личность. Задача родителей — помочь ребёнку пройти этот путь и быть рядом, когда он нуждается в вашем участии. Роль понимающего и поддерживающего взрослого, на которого можно положиться, самая благодарная роль в этом психологически непростом школьном спектакле. И пусть её напишут мелким шрифтом в титрах, которые никто не читает — зато вы будете знать, что сделали всё, от вас зависящее, чтобы впоследствии ваш ребёнок стал главным героем своей жизни».
  1. Будьте внимательны. Если ребёнок жалуется на сложности в общении со сверстниками, не стоит отмахиваться от его слов. Поговорите о его переживаниях, о том, что ему нравится и не нравится в школе, о друзьях и отношениях с ними. Не пренебрегайте его чувствами. Вовремя предпринятые меры помогут в дальнейшем избежать многих проблем.

  2. Помогите ребенку развить коммуникативные навыки, уверенность в себе, умение находить общий язык с разными людьми. Если вы замечаете, что у него возникают серьёзные проблемы в общении, не бойтесь обратиться за помощью к психологу — специалист поможет разобраться в ситуации и подобрать индивидуальные рекомендации.

  3. Не пытайтесь «взять ситуацию под контроль», решая проблемы ребёнка вместо него. Важно помочь, поддержать, мягко направить, иногда совершить конкретные действия, но при этом дать школьнику возможность самостоятельно справиться с возникающими трудностями. И ни в коем случае не давить. Приведите собственные примеры, поделитесь опытом, порассуждайте о том, что сделали бы вы на месте ребёнка. Но будьте осторожны, чтобы не передать ему свою тревожность, и не стремитесь вылепить из своего чада тот образ, который сами считаете идеальным.

  4. Помните, что все дети разные. Не сравнивайте своего ребёнка с другими, не старайтесь «вписать» его в рамки идеального образа. Поддерживайте его индивидуальность и помогите найти своё место в школьном коллективе. Донесите до ребёнка, что ему вовсе не обязательно становиться членом группы «крутых» ребят, если это противоречит его ценностям и типу характера. И вообще, может оказаться, что вашему школьнику гораздо приятнее быть самодостаточным индивидуалистом, чем толпой сбегать с уроков вслед за лидером. Особенно, если этого делать не хочется.

Автор

photo
Юлия Коржавина

психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, ведущая психологических тренингов, эксперт по трансформации негативных состояний

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль