15 ноября 2021, 17:00
3007
10 мин

Скулшутинг: кто понесет ответственность и как его предотвратить?

Участились случаи вооруженных нападений на школы — скулшутинга. Юристы «Право Просвещения» рассказали что делать, чтобы стрельбы в школе не случилось.

Скулшутинг: кто понесет ответственность и как его предотвратить?

Скулшутинг (или колумбайн) — вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся внутри образовательного учреждения. Характерный признак скулшутинга — отсутствие конкретной цели нападения, а также тот факт, что исполнителем обычно становится ребенок — участник образовательного процесса.

В уголовном кодексе существует ряд статей, применяемых к различным сторонам конфликта, от родителей и их детей до образовательных организаций, связанных с последствиями скулшутинга. В частности, статья 105 Уголовного кодекса «убийство», статья 111 «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и другие, не менее суровые преступления.

Важно отметить, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За ряд преступлений уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, например, за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, террористический акт, незаконные приобретение, хранение, перевозку, ношение, изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также захват заложника и др.

При этом, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

В зависимости от обстоятельств произошедшего к ответственности могут быть привлечены и родители ребенка,  и сама образовательная организация. Степень вины той или иной стороны определяется в каждом конкретном случае отдельно. Законодательство предусматривает гражданскую ответственность (это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред, причиненный несовершеннолетним), а также административную и уголовную ответственность.

Иначе говоря, за действия подростка будут отвечать и его родители, и он сам, и должностные лица, допустившие халатность. Действующее законодательство возлагает ответственность на образовательную организацию за обеспечение антитеррористической защищенности.


В целях предупреждения скулшутинга образовательная организациия должна предпринять комплекс мер:

  • организация пропускного режима в образовательной организации и на ее территории, в частности – оснащение рамками металлодетекторов, системой охраны и видеонаблюдения.

  • периодический обход и осмотр образовательной организации и ее территории, включая систему подземных коммуникаций.

  • назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

  • установление порядка эвакуации лиц, находящихся на территории образовательной организации в случае угрозы совершения террористического акта, проведение учений, тренировок;

  • информирование работников о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), проведение инструктажа и практических занятий по действиям в подобных ситуациях;

  • взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам противодействия скулшутингу.

Кроме мер, направленных на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководству и педагогическому составу необходимо обращать внимание и на социально-психологические факторы:

1. Отношения с ребёнком внутри семьи. Семья — главный авторитет для ребёнка. Это пространство, где устанавливаются моральные ценности и формируется картина мира.

2. Поведение подростка в школе. Ребёнок, часто проявляющий агрессию по отношению к учителям, сверстникам и животным тоже находится в зоне риска. Агрессия часто представляет из себя не более чем пассивный механизм защиты.

Важно отметить, что подросток порой не проявляет себя в прямых конфронтациях. От учителей, родителей и людей, знакомых с нападавшим, можно услышать характеристики вроде: «он был очень тихий, замкнутый в себе», «никого не обижал, он на такое не способен!». На самом деле это поведение — одна из форм агрессии. И проявляется оно из-за недостатка внимания от родителей и непринятия нападавшего сверстниками.

3. Психологические травмы нападавшего — тоже важный фактор скулшутинга. Систематическая травля в школе, вызывающая суицидальные настроения, и нарастающая внутренняя агрессия заставляют подростка совершить что-то яркое перед своей смертью, являющейся основным финалом любого плана нападения на школу.

4. Психические заболевания. Психолого-психиатрическая экспертиза зачастую помогает предотвратить случаи скулшутинга. Общение психолога с ребёнком позволяет глубже понять и прочувствовать весь груз жизни подростка, кажущийся ему невыносимым. Беседы с родителями тоже крайне важны, чтобы оказать помощь ребенку не только во время нахождения в школе, но и дома.

Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков.

Юристы «Право Просвещения» призывают родителей быть внимательными к своим детям и не стесняться обращаться к специалистам, чтобы предотвратить трагедию.

photo
Александр Александрович Федотов

ведущий юрисконсульт «Право Просвещения», эксперт в области образовательного права

Теги:Право,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль