Техники публичного выступления для учителя

Где набраться опыта выступлений и откуда почерпнуть полезные практики и лайфхаки? У кого научиться грамотно выступать перед оценивающими взглядами?

Любой урок — это публичное выступление, ведь перед вами, как правило, больше двух зрителей. Сейчас узкопрофессиональные навыки публичных выступлений необходимы всем педагогам. Вспомните: всегда есть внутренние препятствия, страх перед выступлением. Людей пугает сцена, свет, бьющий в глаза, большая аудитория, реакция которой заранее неизвестна.

«Помните, что ребята-школьники, перед которыми вы ежедневно вещаете — неважно, в классе или онлайн — испытывают те же трудности, и страдают от тех же страхов, что и вы. Поэтому так важно, овладев навыками публичных выступлений, передать ученикам собственный опыт».

Как устроено публичное выступление?

Волнение — это нормально. Перед выходом на сцену или перед включением камеры для проведения вебинара страшно бывает всем. Почти нет людей, которые смогут в любом месте и в любое время провести прекрасное выступление на публике.

«Публичное выступление — это не только про мозги. Важная часть — работа с телом, понимание того, как оно работает и какие реакции выдает во время стрессовых ситуаций. Секрет успешных спикеров в том, что они натренировали себя выступать. Без практики на разных аудиториях с разной степенью успешности невозможно оценить собственное выступление и научиться правильно реагировать».

Ключевые моменты, на которых важно сконцентрироваться во время каждого конкретного выступления:

  • Понимать, что я сейчас делаю.

  • Понимать, зачем я это делаю.

  • Структура, план вашей тренировки — на что обратить внимание, что подготовить.

«Успех публичного выступления измеряется реакцией аудитории. Люди поняли? Для них это актуально?»

Здесь важно обратить внимание на то, перед кем вы выступаете, и сконцентрироваться не на себе, а на аудитории.

  • Перед кем я выступаю?

  • Зачем это им?

  • Зачем это мне?

Если вы сами не понимаете своей цели, аудитория тоже не сможет это сделать. Даже если вы идете на небольшое совещание или круглый стол, продумайте, для чего вы это делаете, как вы узнаете, что аудитория правильно вас поняла?

Цель публичного выступления

Презентовать проект? Вычитать материал? Нет, таких целей не бывает. Сформируйте цель, которая измерима. Важно не просто рассказать что-то аудитории — важен тот результат, который получат люди после вашей лекции.

Коммуникативный акт

Публичное выступление — это, в первую очередь, коммуникативный акт, процесс общения спикера с аудиторией. Разберемся, что важно понимать в этом процессе.

  1. Кто я? В чем я специалист? Вы можете выступать как родитель, учитель-предметник, методист, эксперт в разных областях и т. д. Каждый раз для разной аудитории вы можете показывать разные свои грани. Без понимания того, какую роль вы сейчас играете, расплывается ваше сообщение, акт взаимодействия со зрителем теряет четкость.

  2. Кому я буду рассказывать, кто моя аудитория? Чиновники, директора школ, педагоги из разных регионов — вам каждый раз необходимо знать, перед кем вы будете выступать.

  3. Почему эта тема важна для аудитории? В коммуникативном акте большая часть ответственности лежит на спикере. Спикер предполагает, просчитывает разные вариации и сценарии, чтобы принести пользу аудитории.

  4. Что им рассказать? Чем детальнее будет план, тем лучше будет само выступление. Четкая структура, харизма и вдохновение — вот рецепт выступления на твердую пятерку! Формулировки без воды, отсутствие витиеватых грамматических конструкций и деепричастных оборотов. Если всей этой работы не было, даже самые интересные слайды не пробудят аудиторию ото сна.

  5. В какой форме должен быть «упакован» каждый тезис? Если что-то нужно показать наглядно, рисуйте инфографику или показывайте фотографию, подтверждающую тезис. Если нужно расставить акценты в тексте, пишите крупными буквами и выделяйте контрастным цветом номер пункта.

  6. Нужна ли визуальная поддержка? Какая? Формат подачи и «способ доставки» до аудитории должны сочетаться между собой.

  7. Как и где я буду выступать? Каким будет микрофон и будет ли он вообще? Как будут переключаться слайды?

Структура

Очень часто сторителлинг воспринимается аудиторией как сказка. Но, в то же время, он переключает слушателей на что-то более интересное.

самое яркое > объяснение > что зритель должен сделать?

Перемежайте свою лекцию интересными фактами, историями из собственной жизни, релевантными шутками — делайте выступление живым, ярким и запоминающимся. И, конечно, не забывайте о практической пользе каждого выступления.

Шкала оценки выступления

Подробно разберите чьё-то выступление с помощью шкалы — это полезная тренировочная практика для ваших собственных лекций. Поищите выступления на YouTube, которые по тематике совпадают с вашими будущими презентациями и попробуйте оценить их по шкалам:

По такой же шкале будут оценивать и ваше выступление. Присмотритесь, есть ли в вашей собственной лекции что-то яркое, цепляющее — то, что выгодно отличает ее от других на похожую тематику?

Мультимедийная раскадровка

Этот метод пришел из кино и сериалов. Никто из создателей фильма не представляет сразу, как выглядит весь фильм. Но для помощи готовят скетчи, которые показывают, что будет происходить в каждом эпизоде. Скетчи прикрепляются на доску и так покадрово всей команде, работающей над фильмом, легче воспринимать всю картину целиком.

Используя технику мультимедийной раскадровки, спроектируйте свое выступление на конференции или семинаре.

Запишите на цветном стикере смысловые тезисы, а на белой бумаге — способы подачи материала (картинки, инфографика, наглядные опыты и т.д.).

«Когда спланируете свое выступление, потренируйтесь, начните проговаривать его вслух. Тело, язык и губы должны привыкнуть говорить эти вещи. Рассказывайте кому-то из близких, мягким игрушкам или самому себе перед зеркалом. Еще один полезный метод — запись своего тренировочного выступления на видео».

photo
Оксана Михайловна Силантьева

Мультимедийный продюсер, создатель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа», тренер-консультант в сфере медиакоммуникаций и современного образования

Теги:Видео,Внеурочная деятельность,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль