Здесь важно обратить внимание на то, перед кем вы выступаете, и сконцентрироваться не на себе, а на аудитории.
Перед кем я выступаю?
Зачем это им?
Зачем это мне?
Если вы сами не понимаете своей цели, аудитория тоже не сможет это сделать. Даже если вы идете на небольшое совещание или круглый стол, продумайте, для чего вы это делаете, как вы узнаете, что аудитория правильно вас поняла?
Цель публичного выступления
Презентовать проект? Вычитать материал? Нет, таких целей не бывает. Сформируйте цель, которая измерима. Важно не просто рассказать что-то аудитории — важен тот результат, который получат люди после вашей лекции.
Коммуникативный акт
Публичное выступление — это, в первую очередь, коммуникативный акт, процесс общения спикера с аудиторией. Разберемся, что важно понимать в этом процессе.
Кто я? В чем я специалист? Вы можете выступать как родитель, учитель-предметник, методист, эксперт в разных областях и т. д. Каждый раз для разной аудитории вы можете показывать разные свои грани. Без понимания того, какую роль вы сейчас играете, расплывается ваше сообщение, акт взаимодействия со зрителем теряет четкость.
Кому я буду рассказывать, кто моя аудитория? Чиновники, директора школ, педагоги из разных регионов — вам каждый раз необходимо знать, перед кем вы будете выступать.
Почему эта тема важна для аудитории? В коммуникативном акте большая часть ответственности лежит на спикере. Спикер предполагает, просчитывает разные вариации и сценарии, чтобы принести пользу аудитории.
Что им рассказать? Чем детальнее будет план, тем лучше будет само выступление. Четкая структура, харизма и вдохновение — вот рецепт выступления на твердую пятерку! Формулировки без воды, отсутствие витиеватых грамматических конструкций и деепричастных оборотов. Если всей этой работы не было, даже самые интересные слайды не пробудят аудиторию ото сна.
В какой форме должен быть «упакован» каждый тезис? Если что-то нужно показать наглядно, рисуйте инфографику или показывайте фотографию, подтверждающую тезис. Если нужно расставить акценты в тексте, пишите крупными буквами и выделяйте контрастным цветом номер пункта.
Нужна ли визуальная поддержка? Какая? Формат подачи и «способ доставки» до аудитории должны сочетаться между собой.
Как и где я буду выступать? Каким будет микрофон и будет ли он вообще? Как будут переключаться слайды?
Структура
Очень часто сторителлинг воспринимается аудиторией как сказка. Но, в то же время, он переключает слушателей на что-то более интересное.
самое яркое > объяснение > что зритель должен сделать?
Перемежайте свою лекцию интересными фактами, историями из собственной жизни, релевантными шутками — делайте выступление живым, ярким и запоминающимся. И, конечно, не забывайте о практической пользе каждого выступления.
Шкала оценки выступления
Подробно разберите чьё-то выступление с помощью шкалы — это полезная тренировочная практика для ваших собственных лекций. Поищите выступления на YouTube, которые по тематике совпадают с вашими будущими презентациями и попробуйте оценить их по шкалам: