Анна Павлова
детский психолог
В статье расскажем про типы темперамента у детей, как его определить и насколько важно учитывать темперамент при обучении дошкольников.
Тот факт, что дети не рождаются одинаковыми, доказательства не требует. Наблюдая и сравнивая деток на площадке или на детском празднике, родители видят, что одни быстро реагируют и активно решают проблемы; другие спокойны, им надо как следует подумать и взвесить все «за и против»; третьи – вспыльчивы и отходчивы; а четвёртые не любят повышенного внимания, боязливы и осторожны. Впервые описали различия людей в зависимости от их реакций древнегреческие врачи-учёные Гиппократ и Гален и дали им название «темперамент». И до сих пор мы пользуемся древнегреческими названиями типов темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Эти особенности являются врождёнными, генетически заданными и неизменными на протяжении всей жизни человека, так как тип темперамента ребенка определяется психофизиологией – особенностями работы его нервной системы, силой, стабильностью и гибкостью процессов возбуждения и торможения, возникающих в мозгу. Темперамент накладывает отпечаток на формирование особенностей характера и личности человека.
Для определения типа темперамента у детей существует множество различных тестов. Однако выяснить влияние темперамента можно, внимательно наблюдая за типичными реакциями ребёнка в игре, общении и режимных моментах.
Сангвиник активен и любознателен, моторно ловок, подвижен. Легко адаптируется к новой ситуации. В общении – живой и эмоциональный, сопровождает речь богатой мимикой и выразительными жестами. Легко засыпает и просыпается.
Флегматик внешне очень спокойный, рассудительный. Всё делает медленно, с трудом переключается с одного дела на другое. Речь спокойная, неэмоциональная, размеренная. Мимика и жесты невыразительны. Быстро засыпает и крепко спит, утром с трудом просыпается и некоторое время ходит сонный.
Холерик – непосредственный, эмоциональный ребёнок, жадный до новых впечатлений. Речь очень быстрая, «взахлёб», сопровождается активной жестикуляцией. Быстро «заводится» на новое дело, особенно когда речь идёт о шалостях и забавах. Правила холерику принять очень сложно, они ограничивают его бурную эмоциональную реакцию. С трудом укладывается спать, но просыпается утром легко. В ситуации психологической нагрузки становится вспыльчив, эмоционален и непредсказуем.
Малыш-меланхолик чувствителен и раним, склонен к пониженному настроению. Быстро устаёт. Нерешителен, так как боится ошибиться. В новой обстановке теряется, не любит новых впечатлений, особенно ярких. Речь меланхолика тихая, интонационно выразительная, движения неуверенные и немного скованные. Долго укладывается спать, тревожится перед сном.
Темперамент ребёнка влияет на скорость его реакции, темп деятельности, активность и выносливость, а также во многом определяет возможности приспособления организма к новым условиям. Как никогда эти моменты важны в период адаптации к школьному обучению и при формировании учебной деятельности первоклассника. Индивидуальные особенности определяют успешность ребёнка в одних областях и трудности в других. Поэтому, зная какой у вашего малыша тип темперамента, вы будете лучше понимать его и сможете более эффективно помочь в трудных жизненных моментах, снизить его психологическую нагрузку в период адаптации.
Сильной стороной такого ребёнка являются его хорошие способности к обучению, общительность, эмоциональный позитив, инициативность.
Слабыми местами сангвиника являются некоторая лёгкость и поверхностность восприятия и внимания. Всё даётся ему легко, к труду сангвиник непривычен, поэтому он недостаточно основателен, терпелив, тщателен и кропотлив. Не очень приспособлен этот тип для монотонных занятий – быстро теряет интерес, не обращает внимания на качество выполнения задания. Лёгкость, с которой он знакомится и становится центром всеобщего внимания, может обернуться легкомысленностью, непостоянством в дружбе.
Советы родителям
Подберите учебную программу, которая была бы интересна ребёнку, например образовательную систему «Начальная школа XXI века», которая поддерживает любознательность ребёнка и построена таким образом, чтобы маленькому ученику было интересно учиться.
Настраивайте ребёнка на завершение дела, терпеливую и долгую работу. Поощряйте выполнять задания качественно.
Поддерживайте и развивайте глубокие дружеские отношения ребёнка.
Сильная сторона флегматика – целенаправленность и упорство в достижении цели. Обучение даётся ему с трудом, но и знания усваивает флегматик основательно, крепко. Он обладает уникальной способностью к монотонной работе, которую может выполнять неустанно в любых, самых сложных условиях, например в шумном классе. Надёжность и верность флегматика – те качества, которые очень важны в дружеских связях.
Слабой стороной этого типа является, конечно, медлительность. Такой ребёнок медлителен и в поведении, и в усвоении материала, и в формировании навыков – иногда создаётся впечатление задержки развития, что не отражает истины. Флегматик долго настраивается на определённый план действий и не способен сразу принять изменения в нём. Естественно, такой склад влияет на социальную адаптацию первоклассника: она протекает дольше, особенно если малыш чувствует свою неуспешность.
Советы родителям
Если предоставить ребёнку-флегматику достаточно времени для выполнения задания, не торопить его, он прекрасно справляется с самыми сложными заданиями, что несомненно повысит его успешность. Поговорите об этом с учителем, подключите к беседе школьного психолога. Вашему ребёнку, как никакому другому, важен индивидуальный подход, который обеспечивает система «Начальная школа XXI века».
Развивайте любознательность флегматика: поддерживайте любой интерес, проявляемый ребёнком, цените его инициативу.
Научите правильно распределять время, чтобы справляться с темпом классной работы. Отмечайте и поощряйте быстроту в выполнении задания.
Помогите ребёнку выбрать друга среди одноклассников, поддерживайте их отношения.
Сильным качеством холерика является его энергичность, яркость его индивидуальности, творческие способности.
Слабой стороной становится вспыльчивость, иногда вплоть до агрессии. Нетерпение, непоседливость и импульсивность также осложняют жизнь ребёнка-холерика. Коллективу сверстников и учителю непросто наладить отношения с ним. Непосредственным и импульсивным детям сложно справиться с требованиями школьной жизни: им трудно неподвижно сидеть за партой, они забывают поднять руку, если знают правильный ответ, часто отвлекаются на малейший шум (ведь происходящее в классе намного интереснее, чем то, что у доски). Импульсивность выливается в неустойчивую адаптацию ребёнка-холерика к школе: его желание учиться нестабильно и зависит от самочувствия и настроения.
Советы родителям
Направляйте кипучую энергию юного холерика в общественно полезное русло: давайте ему «взрослые» поручения.
Правила, которые вы предъявляете ребёнку-холерику, должны быть едиными, твёрдыми, непререкаемыми и поддерживаться неукоснительно всеми участниками воспитательного процесса – родителями, другими членами семьи и т.д. Так малышу будет проще сдерживать и контролировать своё поведение.
Воспитывайте сдержанность в ребёнке-холерике. Научите его чувствовать момент появления импульса и помогайте задерживать его в самом начале. Напоминайте ему подумать прежде, чем сделать (особенно в учебных работах). Крайне важно развивать речь ребёнка. Часто агрессивное поведение возникает, когда ребёнок в порыве не может объяснить своей мысли и сразу переходит к действиям.
Сильной стороной маленького меланхолика являются хорошие способности к обучению, при условии, что учёба организована в спокойной и безопасной атмосфере. Неконфликтность меланхолика и спокойное принятие правил обеспечат прекрасное поведение ребёнка в коллективе.
Слабой стороной меланхолика становится утомляемость. Высок риск появления у такого малыша тревог и страхов, психосоматических заболеваний. Робкие и застенчивые дети не переносят шума, плохого поведения других ребят, не могут работать в сложных условиях. У таких детей легко появляется устойчивая негативная реакция: незначительное замечание, сделанное учителем, способно привести к социально-психологической дезадаптации ребёнка, сопровождающейся стабильной школьной тревожностью. Для благополучного протекания адаптации в условиях школы ему необходимо почувствовать безопасность обстановки и убедиться в её стабильности и предсказуемости.
Советы родителям
Такие детки нуждаются в постоянной энергетической «подпитке» – их надо всеми способами поддерживать и одобрять.
Обеспечивайте стабильность в режиме, в расписании ребёнка. Меланхолика нельзя перегружать дополнительными занятиями, ему необходим отдых после школьного дня.
Ребёнка бессмысленно ругать за то, что он такой по темпераменту. «Ну что ты опять копаешься!», «Ну ты и клуша!», «Сколько можно говорить – сядь!», «Всё ленишься!» – родителю бывает непросто справиться с собственным раздражением. Однако такие высказывания вряд ли приведут к той близости и пониманию, которых каждый разумный родитель хочет от отношений с ребёнком.
Оценивать ребёнка надо в его сильных сторонах; в той области, где он максимально может проявить себя, свою индивидуальность. Это «зона успеха», которая поддерживает позитивную самооценку школьника.
Необходимо заниматься развитием слабых сторон ребёнка. Позиция родителя «Мой ребёнок – индивидуальность, и я его принимаю таким» прекрасна, но недостаточна. Окружающий мир вполне может не принять человека, который не умеет справляться с раздражением или слишком медлителен. Особенности темперамента ребенка только основа, над которой надо работать, формируя характер и личность ребёнка. Потратив усилия (иногда немалые) на улучшение достижений в тех сферах, которые малышу трудны, вы научите его преодолевать самого себя, направите на путь развития целостной и гармоничной личности.
Понравился материал? Расскажите другим