
Ольга Давыдова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Продолжаем говорить о героях славянских мифов, которые могут стать вдохновением для самых современных и оригинальных «хэллоуинских» костюмов.
Читайте первую часть серии здесь.
У внимательного читателя уже наверняка возник вопрос: а где Баба-Яга и Василиса Премудрая? Змей Горыныч и Снегурочка? Где все те сказочные персонажи, к которым мы привыкли с детства?
Но мы ведь говорим о славянской мифологии. А поставить персонажей сказок в один ряд с мифами нельзя. Миф — это древнее повествование, в основе которого лежат религиозные представления о богах и мироустройстве. Мифы были неотъемлемой частью системы верований и ритуалов, способов взаимодействия с миром в принципе.
Эпос и былины, в отличие от мифа, сосредоточены на героическом (и идеализированном) прошлом. Это истории о героях, которые боролись с врагами — татарами, например, отражая реальные исторические события, но в переработанном виде. В эпосе присутствуют элементы чудесного, но главной целью остается прославление героев и их деяний, а не объяснение устройства мира, как в мифах.
Когда вера в реально происходившее в былине умирает, эпос становится... сказкой. Герои сказок, такие как Иван-царевич, Баба-яга или Жар-птица, принадлежат к жанру, где фантастическое и чудесное представлено как вымышленное и не связанное с верой. Да, конечно, в фундаменте у сказки лежат мифы, но уже «отмершие».
И всё-таки добавим сюда несколько сказочных персонажей, но обязательно покажем: с какими мифами они были связаны, и почему их образ намного глубже (и мрачнее), чем привычные образы.
Славянская ведьма
Рыжеволосая зеленоглазая волшебница в платье с декольте? Нет-нет.
Современная культура значительно трансформировала образ ведьмы. В прошлом ведьмы представлялись страшными существами, наделёнными демоническими силами и вредоносными намерениями, а вот сегодня они стали буквально символом женской силы и независимости. Ох уж эта массовая культура и романтизация!
В славянских преданиях ведьма всегда представлялась пугающей фигурой. Ей часто приписывали не только необычные способности, но и специфические черты характера или внешности. Ведьмами считали одиноких женщин, особенно если те были резки и грубы в общении, или имели приметные физические особенности: сутулость, горб или косолапость. Кроме того, подозрения падали на детей, рожденных вне брака, или тех девочек, которых слишком долго — больше двух лет — кормили грудью.
В зверином облике ведьма могла быть собакой или кошкой, или даже жабой.
Ведьминские силы не возникали случайно — их считали результатом особого и, конечно же, мерзкого соглашения с тёмными силами. Кроме того, существовала традиция передачи магических способностей по наследству: от матери к дочери или к ученице. Причём сам процесс был связан с тяжёлым умиранием ведьмы: считалось, что ей было трудно уйти из жизни, не передав свой дар. Для этого могли не просто распахнуть все окна и двери, но и крышу разобрать, чтобы дух наконец-то вышел.
Ведьме приписывали самые разные гадости: красть урожай, расстраивать свадьбы, наводить порчу, воровать молоко у коров. Естественно, злодеяния сопровождались определёнными ритуалами — например, ведьма могла сделать заломы на злаковых, чтобы весь урожай достался ей.
Хотите защититься от ведьмы? Тогда носите с собой мешочек с маковыми зёрнами. В потустороннем мире нет «счёта», а значит ведьма не сможет пересчитать их и отстанет от вас.
Бес в поле
В славянской мифологии злыдни воплощали всевозможные бедствия и неудачи, а главное — бедность. Их описывали как мелких, скрюченных старичков или страшных старух. И если домовой, например, мог и подсобить хозяевам, то злыдни приносили в дом только горе.
Чтобы их отогнать, пол надо было мести в сторону двери, не давая этим существам обосноваться. Но если злыдни всё же проникли в ваш дом, поймайте хотя бы одного в сосуд, закройте, а потом либо закопайте, либо бросьте в болото. Остальные исчезнут следом.
Черти и бесы — явление языческое, ещё дохристианское, но уже так смешавшееся с религией, что отделить один образ от другого нельзя.
В любом случае, черти — духи ещё более коварные, чем злыдни. Это мастера оборотничества — они могли принимать облик чёрных животных, а ещё людей — хоть старика, хоть младенца. Вред от них максимальный: могли и путника запутать, и болезни наслать, и даже в человека вселиться, доведя его до сумасшествия.
Поверье о том, что от чертей можно спрятаться в храме, неверное. Днём — да, церковные стены станут для вас защитой, но вот ночью спрятаться не получится нигде.
Ящер
Нарисовали в воображении дракона в небесах? Стирайте, и давайте рисовать заново.
В славянской мифологии Ящер представлялся таинственным существом, связанным с подземными и водными стихиями. Хотя его образ нечасто упоминается в древнерусских текстах, учёные его реконструировали, используя прикладное искусство. Получился могущественный хранитель подземного мира и водных глубин, который перекрывает реки и сторожит свои сокровища.
Да, люди верили, что Ящер обитает в реках и озёрах, и именно ему приносили жертвы, пытаясь защитить себя от пожирания. Вспомним классический и сохранившийся до наших дней обычай бросать в воду — в колодец или в море, да хоть бы и в фонтан — деньги.
Несмотря на требования человеческих жертв, в солнечном цикле Ящер ведёт себя вполне мирно: глотает заходящее солнце, но на следующее утро без всякой борьбы с героями и другими богами выпускает его обратно.
Для костюма подойдут оттенки зелёного, синего, чёрного, а также серебристые и золотистые акценты, символизирующие солнце и воду.
Снегурочка
Романтичная, милая, нежная... нежить.
Снегурочка, одна из самых известных фигур в русском фольклоре, является, в первую очередь, сказочным персонажем, а не мифологическим, хотя её образ носит отпечатки мифов о природных духах и неупокоенных мертвецах.
Согласно сказке, Снегурочка была создана из снега бездетными стариками. Она оживает, но остается существом, созданным из природной стихии, и, по сути, принадлежит миру неживого. Снегурочка — нежить, а значит пребывать на земле долгое время она не может, это навлечёт горе на всё царство.
В пьесе А. Н. Островского, где Снегурочка тает в Купальском костре, всё правильно: снежная дева — проводник в мир смерти, пусть и не по своей вине, а значит добрый конец возможен только после её упокоения.
В. Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали». 1896 г.
Мифологический персонаж, в котором смешиваются славянские и древнерусские верования, а греческие мифы о сиренах.
Сирин изображалась как волшебная птица с женским лицом, чьё пение завораживало и уводило людей в мир... смерти. Её голос настолько прекрасен, что тот, кто его услышит, потеряет разум, забыв обо всём на свете. Образ тёмный и зловещий, олицетворяющий роковую силу природы и смерти.
Помните картину Виктора Васнецова «Сирин и Алконост»? Чёрная птица именно Сирин.
Но, как это уже происходило неоднократно, массовая культура образ пересмотрела и романтизировала. И у Высоцкого Сирин уже «радостно скалится».
В. Васнецов. «Баян». 1910 г.
Баян или Боян? Смотря какие источники вы изучаете, но существенной разницы нет. Перед нами один из самых известных героев древнерусского эпоса, который упоминается в знаменитом «Слове о полку Игореве».
Образ связан с мудростью, памятью и художественным даром, что делает его не просто певцом, но и носителем культурных традиций и знаний. Баян прославился своей способностью «растекаться мыслью по древу», что означало не только владение словами (так что, да, расхожая фраза вообще-то должна быть комплиментом), но и умение описывать события так, что они оставались в памяти народа на долгие века.
Какой костюм подойдёт? Это может быть простая рубаха из льна или шерсти, украшенная вышивкой. Добавьте накидку с орнаментом, чтобы подчеркнуть статус мудреца и сказителя. Цветовая гамма костюма должна быть в нейтральных или природных тонах — серый, бежевый, коричневый и зелёный. Ну и гусли, конечно же, куда без них!
Баба Яга
Баба Яга — один из самых известных персонажей русских сказок, но её корни уходят в глубокую мифологию. Важно понимать, что в отличие от многих других героев фольклора, Баба Яга является скорее мифическим, а не просто сказочным персонажем. В её образе переплетаются древние представления о смерти и переходе между мирами живых и мёртвых.
Баба Яга обитает в лесу — потустороннем царстве. Её избушка на курьих ножках тоже несёт мифологический смысл: это не просто дом, а ритуальный воздушный «гроб», подобный тем, что использовались в древних обрядах погребения:
Сама Яга, с её костяной ногой и слепотой (недаром она всегда вынюхивает героя) является символом смерти и разложения. И да, Баба Яга — мёртвая.
Как отмечает В. Пропп в своей эпохальной работе «Морфология волшебной сказки», способность Яги «есть» героев или запихивать их в печь — это отголоски обряда инициации, когда подростка символически «поглощали», чтобы он возродился в новом статусе — мужчины. Но обряд был отвергнут, поскольку гибель слабых перестала быть необходимой для выживания сильных, и Яга стала сказочной.
И хотя мы привыкли видеть Ягу в детских сказках как смешную бабульку, у которой никак не получается обхитрить главного героя, либо и вовсе как помощницу, её образ гораздо сложнее и глубже. Она одновременно олицетворяет страх смерти и способность к возрождению через испытания.
А если вам понравилась эта история, мы обязательно напишем полную статью про Бабу Ягу, её костяную ногу и знаменитую избушку на курьих ножках. Которые, кстати, совсем не куриные!
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим