08 декабря 2023, 10:00
5 мин

Буллинг и шутинг: как они связаны и как предотвратить трагедии?

7 декабря 2023 года в СМИ появились сообщения о том, что восьмиклассница из Брянска открыла стрельбу по одноклассникам, а после лишила себя жизни. Это не первый подобный случай. Например, ранее журналисты писали об ученице химкинского лицея, которая тяжело ранила другую девочку, похожий случай был и в Башкирии. Каковы могут быть причины подобного поведения подростков и на какой стадии родители и педагоги могут предотвратить шутинг (стрельбу в местах массового скопления людей), «Просвещение» выяснило вместе с психотерапевтом, PhD, основателем сервиса «Бабушка на час» и лектором Российского общества «Знание» Наталией Линьковой.

Наталия Линькова, психотерапевт, PhD, основатель сервиса «Бабушка на час», лектор Российского общества «Знание»

Наталия Линькова, психотерапевт, PhD, основатель сервиса «Бабушка на час», лектор Российского общества «Знание»

Основные причины шутинга в школах

Наталия Линькова отмечает: если проанализировать происшествия, которые случались ранее, можно выделить два основных фактора шутинга:

1. Буллинг

«Когда человек долгое время подвергается физическому или психологическому насилию, находится в состоянии стресса, это приводит к истощению организма. И здесь мы можем говорить по посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое подразумевает угрозу жизни как последствие буллинга, а также про замкнутость, повышенную возбудимость и агрессию, которые в том числе выступают симптомами ПТСР», — отмечает Наталия Линькова.

Эксперт подчёркивает: большую роль играет темперамент и особенности характера ребёнка, которые обостряются в подростковом возрасте. На ссоры, неприятие одноклассников, проблемы в учёбе или в семье накладываются личностные проявления, и мозг ребёнка «решает», что нужно защищаться, в том числе с помощью нападения.

2. Психические отклонения

«Может быть такое, что о диагнозе ребёнка никто не знает, потому что диагностировать заболевания, которые связаны с психикой, достаточно сложно. У них всегда есть дебютные проявления, но родители этого часто не замечают, потому что ребёнок всегда находится с ними», — говорит Наталия Линькова.  

 

Как распознать буллинг

По словам Наталии Линьковой, учителя способны распознать буллинг раньше родителей, наблюдая за тем, как ребёнок взаимодействует с классом: если он всё время находится в стороне от других детей, стоит обратить на него внимание.

Публичные высмеивания, унижения, порча вещей также говорят о том, что подросток нуждается в помощи и поддержке взрослых. Всё это — проявления буллинга, который нередко путают с конфликтами. Но в конфликтах силы равны, а стороны стремятся достичь конкретной цели. В ситуации травли обидчики всегда сильнее, причём они проявляют агрессию ради забавы или самоутверждения, а пострадавший не может себя защитить, поэтому систематически подвергается психологическому или физическому насилию.

Родителям Наталия Линькова рекомендует насторожиться, если:

  • ребёнок периодически приходит домой в рваной одежде, с синяками или иными повреждениями;

  • настроение и поведение подростка резко меняется: был весёлым — стал замкнутым, потерял аппетит, перестал общаться со своей компанией друзей.

Если родители замечают такие проявления, нужно поговорить с ребёнком, чтобы подтвердить или развеять свои сомнения. Эксперт подчёркивает: вероятно, ребёнок будет выстраивать барьер, с одной стороны, потому что у него уже есть травматичный опыт, с другой — потому что для подростков это нормально. Но задача родителей — в любой ситуации дать ребёнку понять, что его любят, ему необходимо место силы —семья, куда он может прийти за поддержкой.

Наталия Линькова советует несколько приёмов для откровенного разговора с ребёнком:

1. Я-послание.

«Диалог нужно строить с позиции я-послания: «Я тебя люблю», «Я за тебя волнуюсь», «Я готов тебе помочь», «Что бы ни происходило, у тебя есть я, твой стабильный взрослый, я всегда на твоей стороне, у тебя есть моя поддержка», — говорит психотерапевт.

2. Разговор из эмоций.

Эксперт советует задать ребёнку вопросы из разряда: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что у тебя внутри?», «Я вижу, что у тебя что-то не в порядке, это не твоя проблема, это наша общая проблема».

3. Метафорический разговор.

Можно придумать или рассказать реальные ситуации из своего детства, поделиться опытом своих друзей детства и спросить мнение подростка, что бы он сделал на месте другого человека, что можно сделать в целом. «Благодаря этому у ребёнка уйдёт страх, что это разговор про него, и он сможет раскрыться и транслировать свои чувства и мысли, а у родителей появится понимание, как помочь ребёнку», — поясняет Наталия Линькова.

Как устранить буллинг

При первых признаках буллинга важно вовремя на него отреагировать, пока не случилась трагедия. Это задача взрослых — родителей и учителей. Мамам и папам, поняв, что их ребёнок подвергается травле в школе, необходимо прийти к классному руководителю, спокойно донести, что происходит, как часто и кто в этом участвует.

Дальше начинается планомерная работа учителей при поддержке родителей. Поскольку тема прекращения травли в школе обширна и включает множество нюансов, педагоги не всегда могут знать, что именно нужно делать.

Узнать больше о сути травли и о том, как её устранить и профилактировать взрослым, можно на следующих ресурсах:

Антибуллинговый проект «Травли.NET». В рамках проекта разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, а также памятки для детей. Кроме того, работает горячая линия, где можно бесплатно получить поддержку профессионалов.

Проект «Буллинг. Школа. Москва». На платформе в свободном доступе выложены просветительские материалы для учителей, родителей и детей, а также представлены контакты анонимного чата с психологом, экстренной психологической помощи и горячей линии.

Проект «Родительский университет»курс «Школьная травля: как помочь ребёнку с ней справиться», в котором содержатся десятиминутные видеолекции и статьи по теме.

Академия безопасности Ольги Бочковой. Здесь можно пройти курсы для детей и родителей, которые позволят ребятам научиться выстраивать здоровые отношения в социуме и пресекать травлю, а родителям — лучше понять, как помочь своим детям. Также здесь можно заказать тренинг для класса в своей школе.

Как быть с психическими заболеваниями

Наталия Линькова отмечает, что тема психических заболеваний довольно сложная: их нельзя отследить, например, как сердечно-сосудистые проблемы с помощью кардиограммы.

С одной стороны, нужно обращать внимание на нехарактерное для ребёнка поведение. «Если он был спокойным, а стал проявлять агрессию, был активным — стал замкнутым, стоит отвести его к клиническому психологу», — утверждает эксперт.  С другой стороны, какой-либо триггер  может за 20 минут перевести дебютные проявления в прогрессию заболевания, и можно просто не успеть ничего предпринять.

При этом эксперт подчёркивает: школьные психологи не занимаются клинической диагностикой. Максимум, что может такой специалист — заметить, что с ребёнком что-то не так, и предупредить педагогов и родителей, что стоит обратиться к клиническому психологу.  

«Специалист проведёт первичный осмотр. Хорошо работают проективные методики: рисование, ассоциативные игры, метафорические карты. Они дают возможность предположить дебютные проявления заболевания, и тогда клинический психолог направляет ребёнка к профильному врачу — психоневрологу или психиатру», — поясняет Наталия Линькова.

Бояться психологов и психиатров не стоит. Если у ребёнка есть заболевания, профессионалы окажут квалифицированную помощь на ранних стадиях. Если нет — помогут пережить стресс и научиться справляться с ним в дальнейшем.

Понравился материал? Расскажите другим

06 декабря

«Просвещение» приглашает бесплатно обучиться архитектуре

08 декабря

Эксперты «Просвещения» приняли участие в выставке «Учебная Сибирь»

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль