28 апреля 2016

Как с ранних лет ориентировать детей на успех?

От того, какой фундамент заложен в начальной школе, во многом зависит итог всего обучения. 27 апреля на научно-практической конференции «Современные УМК «Школа России» и «Перспектива»: новые требования, новые возможности», посвящённой юбилеям этих учебно-методических комплексов для начальной школы, эксперты затронули такие актуальные для системы образования темы, как использование и развитие различных образовательных ресурсов, сопровождение начинающих педагогов, оценка качества образования, проблема сверхраннего целенаправленного обучения и многие другие.

С самого начала работы конференции были обозначены важнейшие вызовы, которые стоят сегодня перед педагогами и требуют профессионального ответа. Ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, автор курса «Окружающий мир» УМК «Перспектива»  М. Ю. Новицкая отметила, что таких глобальных вызовов несколько: «Первая группа проблем – это кризис семьи, разрыв межпоколенческих связей и снижение, в связи с этим, роли семьи в социализации личности. Следующий вызов – напряженность межнациональных и межрелигиозных  отношений. Третья группа связана с атомизацией общества, дезадаптацией личности в обществе, и часто это ведет к потере российской гражданской идентичности. Педагогические ответы на эти вызовы одновременно стали искать как разработчики нового Стандарта, так и авторы учебника системы «Перспектива». Она также отметила чрезвычайную важность гармоничной взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания как двух равноценных, равновеликих способов познания мира.

Работа конференции была организована по шести секциям, охватившим самые актуальные для образования темы. Участники получили возможность обсудить подходы к оценке качества образования в начальной школе, требования к современному уроку, возможности организации проектной и исследовательской деятельности средствами УМК «Школа России» и УМК «Перспектива», проблемы обеспечения доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Приятным сюрпризом стало поздравление от Марии Игнатьевны Моро, автора учебников математики, на которых выросло уже не одно поколение школьников.

Старший преподаватель кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, член авторского коллектива курсов «Литературное чтение» УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» Бойкина М. В. просила учителей обратить внимание на преемственность дошкольного и школьного образования: «Задача школы состоит в том, чтобы не потерять те личностные качества, которые развивались на ступени дошкольного образования».

Заместитель руководителя Центра начального образования издательства «Просвещение» А. Г. Дигина акцентировала внимание на тетрадях учебных достижений, входящих в УМК: «Приятно отметить, что в активном словаре учителя сейчас есть такие слова, как «успех», «достижения», «результат», то есть мы ориентируемся на то, что получилось у ребенка, и смотрим, что еще можно сделать для того, чтобы у него получилось еще лучше. Эти тетради – тот ресурс, который позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию».

Она также отметила, что в комплекте «Школа России» заложен уникальный принцип – дифференциация: «Когда в первый класс к нам приходят разные дети, с разным уровнем подготовленности, для всех них есть тот ресурс, который обеспечит успех, достижение образовательных результатов». 

СПРАВОЧНО

В этом году учебно-методическому комплексы (УМК) «Школа России», который выпускает издательство «Просвещение», исполняется 15 лет, а УМК «Перспектива» - 10 лет. По ним работает значительная часть педагогов не только Москвы, но и всех субъектов РФ. Можно сказать, что каждый из этих УМК – это отдельная, самостоятельная информационно-образовательная среда, создающая условия для достижения планируемых образовательных результатов, позволяющая учителю решать профессиональные задачи, проявлять себя, создавать условия для раскрытия ребят.