11 апреля, 11:00

Современной системе образования нужна целостность



Возможно ли совмещение моделей и практик обучения из разных эпох? Что из опыта последних десятилетий имеет ценность для сегодняшней школы, а что тормозит ее развитие? Как научиться эффективно извлекать уроки из прошлого и интегрировать разнообразный и противоречивый опыт в интересах будущего детей обсудили на площадке Группы компаний «Просвещение» в рамках Московского международного салона образования ММСО-2019.

В рамках дискуссии эксперты оценили опыт систем образования разных эпох и определили направления и подходы, которые возможно использовать на современном этапе.

Однозначным плюсом советской системы образования специалисты назвали ее целостность и тесное взаимодействие с дополнительным бесплатным образованием, которое поддерживало деятельность школы. Однако существенным минусом была ее глобальная идеологизация и жесткие рамки для учителей. По мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования Высшей школы экономики Виктора Болотова, формирование мифа о советской школе связано с поиском подходов и методик к созданию системы качественного образования.

Девяностые годы прошлого века исключили равные условия для доступа к качественному образованию из-за сложной экономической ситуации. Московским лицеям и гимназиям удалось сохранить кадры, методики и подходы, однако транслировать их на всю страну в те годы не было возможности. По мнению специалистов, такое обрушение системы образования имеет отголоски до сих пор.

Характеризуя современную российскую школу, заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Леонид Наумов называет ее «торжеством предметников».

«Сегодня каждый учитель пытается заинтересовать школьников своим направлением, используя разные подходы. Поэтому наша главная задача – это поиск целостности», - подчеркивает эксперт.

Последние годы ситуация с финансированием и общего, и дополнительного образования существенно изменилась в лучшую сторону.

Смену тенденций в требованиях, которые предъявляют современные родители школе начиная с 2017 года, отмечает председатель Общественного совета при министерстве просвещения России Александр Милкус. По словам специалиста, акцент смещается на индивидуальный подход к ребенку и уважительное отношение учителя к ученику.