16 мая, 15:00

Развить пространственное мышление на уроках химии поможет моделирование



Как построить урок химии и какие методики использовать для того, чтобы пространственное мышление и воображение помогли нынешним школьникам не только в профессии, но и в жизни? Современные средства, технологии и инструменты его формирования стали одной из тем Четвертого Прикамского съезда учителей и преподавателей химии «Непрерывное химическое образование – тенденции и направления развития».

Развитие системы непрерывного химического образования «школа – вуз – предприятие» и формирование единого образовательного пространства для подготовки специалистов в этой области стали ключевой задачей съезда химиков в Перми. Участники дискуссионных площадок обсудили возможности взаимодействия между вузами, общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и химическими предприятиями. Эксперты пришли к выводу о том, что базовый школьный этап химического образования требует внедрения эффективных методов и практик.

«С уходом из средней школы предмета «Черчение» восполнять потерю в формировании пространственного мышления учащихся приходится средствами других учебных дисциплин, в частности, химии. Сформированные пространственные представления – это не только «хлеб» дизайнеров, архитекторов, строителей и инженеров. Это и повседневная жизнь человека – безопасное вождение автомобиля, уверенное ориентирование на местности, высокие достижения в спорте», - отмечает доктор химических наук, профессор кафедры «Химия и химическая технология материалов» Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, соавтор учебно-методического комплекта Группы компаний «Просвещение» по химии Игорь Остроумов.

Одним из действенных средств развития пространственного мышления на уроках химии эксперт называет моделирование: использование физических моделей, моделей кристаллических решеток, аппаратов химических производств, цифровых образовательных ресурсов, 3D-моделирование с помощью специализированных прикладных программ ChemOffice, ChemBioOffice, ISIS Draw и других. Развитию пространственного воображения учащихся способствует рассмотрение некоторых тем школьного курса химии, в том числе оптической изомерии. Этот материал, по словам доктора наук, позволяет учащимся окончательно отойти от «плоскостного представления» о строении молекулярных частиц.

Вопросы формирования пространственного мышления школьников детально рассмотрены в новом учебно-методическом комплекте по химии Олега Габриеляна с соавторами. Автор регулярно проводит семинары для педагогов из регионов страны, где представляет авторские подходы к активизации познавательной деятельности при изучении курса химии и методики преподавания на основе системно-деятельностного подхода. Накануне один из семинаров прошел в Ленинградской области.