27 мая, 11:00

Скоро в школу: рекомендации для родителей



Первый класс – новый этап в жизни каждого ребенка. Все родители очень волнуются, когда их малыш впервые переступает порог школы. Порой мама с папой нервничают даже больше, чем сами дети.

В преддверии нового учебного года Группа компаний «Просвещение» запустила родительские лектории, в рамках которых родители будущих первоклассников могут получить всю необходимую информацию о подготовке к школе.

Первая такая встреча на тему «Первый раз в первый класс» состоялась 23 мая в конференц-зале издательства «Просвещение». Советы родителям дали представитель Департамента образования и науки Москвы, директор и психолог одной из московских школ, а также методист «Просвещения».

Ольга Галузина, заместитель председателя Экспертно-консультационного совета родительской общественности при московском Департаменте образования и науки:

  • Заранее организуйте режим близкий к школьному, чтобы это не стало стрессом для ребенка. Важно постепенное привыкание.
  • Подготовьте ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но он сможет постепенно наладить хорошие отношения.
  • Создавайте положительную мотивацию к обучению и пребыванию в школе.
  • Поддерживайте спокойную и стабильную психологическую атмосферу в доме.
  • По возможности ослабьте или вовсе откажитесь от дополнительной нагрузки в первое полугодие. 1 класс – это физический и психологический стресс для ребенка.
  • Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места.
  • Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не забывайте хвалить, но не стоит хвалить за то, что у ребенка на самом деле не получается. В этом случае нужно помочь преодолеть трудности.
  • Присмотр за детьми, контроль, проверка домашних заданий – компетенция родителей, а не педагогов.
  • Успех ребенка напрямую зависит от взрослых: от участия и внимания к ребенку родителей и педагогов.

Зоя Чернышева и Маргарита Позднышева, директор и педагог-психолог московской школы №158:

  • Постарайтесь заранее продумать индивидуальный образовательный маршрут ребенка: от дошкольного детства до старших классов. Дошкольные группы сейчас есть практически в каждой образовательной организации.
  • Выберите трехлетнюю или четырехлетнюю программу начальной школы в соответствии со способностями ребенка.
  • Следует заранее изучить сайт и соцсети образовательной организации.
  • У каждого ребенка свой период адаптации к школе. Кому-то достаточно двух недель, а кому-то требуется целый год. Поэтому важно установить доверительный контакт и с классным руководителем, и со специалистом социально-психологической службы.
  • Если специалисты рекомендуют провести с ребенком коррекционную работу, следует прислушаться к их мнению. Любая коррекционная работа будет продуктивна, но начинать ее нужно своевременно.
  • Важно не перегружать ребенка в начальной школе дополнительными занятиями, не нарушать его сон, чтобы не появилось психологическое отторжение школы.
  • Не следует торопиться отдавать мальчиков в школу. Их психика «вызревает» позже, чем у девочек, которые, как правило, готовы к школьному обучению в 6,5 лет. Мальчикам стоит дать возможность подольше побыть в детском саду и пройти начальную школу за четыре, а не три года.
  • Важно обратить внимание на психологическую и физиологическую готовность ребенка к школе. Психологи дошкольных учреждений могут подсказать, готов ли ребенок к школе. Умение читать и знание таблицы сложения еще не гарантирует, что ребенок психологически готов к школе. До школьного обучения очень важно прийти на прием к педиатру, лору, окулисту, хирургу, ортопеду.
  • Спинка у портфеля обязательно должна быть жесткой. Он должен быть удобным, с карманами для воды и перекусов.

Ольга Самсонова, методист издательства «Просвещение»:

  • Ребенку, поступающему в школу, необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
  • Будущий первоклассник должен иметь развитую мелкую моторику. Это важно для выполнения необходимых творческих заданий в школе.
  • Следует обратить внимание на развитие памяти и внимания.
  • Об играх и упражнениях для совершенствования графического навыка, развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, памяти и внимания можно узнать в специальных пособиях издательства «Просвещение».
  • Проверить, насколько соответствует развитие и уровень знаний ребенка возрастным нормам, легко с помощью тестовых заданий, созданных коллективом авторов «Просвещения».