31 августа 2019, 11:00

Учителя-обществоведы обсудили на "Городе образования", как помочь детям сформировать целостную картину мира



Как преодолеть фрагментарность в восприятии ребенком мира, в котором он живет? Можно ли, несмотря на то, что ребенок формирует свою научную картину мира, изучая отдельные предметы, найти что-то, что смогло бы объединить мелкие фрагменты в единую целостную систему? И могут ли уроки обществознания сыграть в этом ключевую роль? Эти вопросы обсудили 29 августа на форуме «Город образования» директора школ и учителя истории и обществознания.

В дискуссии под названием "Картина мира или мир картинок" приняли участие первый заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Леонид Наумов, директор московской школы «Покровский квартал», учитель истории и обществознания Илья Новокрещенов, директор школы № 444 г. Москвы Павел Северинец, директор гимназии №45 г. Москвы, член президиума Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Михаил Шнейдер.

"Мы обсуждали, нужна ли вообще современной российской школе целостная философско-логическая картина мира или достаточно того, что формируются предметные знания. Если она нужна, то как она должна соотноситься с идущей цифровизацией, с тем, что у каждого человека должна быть собственная система ценностей. На мой взгляд, целостная картина мира нужна, и ее формирование является приоритетной задачей, поскольку современный российский школьник совершенно не работает с такими понятиями, как "большая идея", связывающая разные предметы в единое целое, и "концепция", на основе которой выстраиваются причинно-следственные связи", - отметил Леонид Наумов.

По его словам, проблема состоит в том, что в настоящее время даже не ставится задача связать между собой "картинки", выстраиваемые на разных предметах.

"Научная картина мира для удобства была разделена на кусочки, чтобы ученики по кусочкам ее осваивали. Из-за этого представления детей о мире фрагментарны, у них в головах не складывается целостная картина. Кроме того, дети не понимают, как то, что они изучают в школе, связано с их реальной жизнью, - указал в свою очередь Илья Новокрещенов. - Учитель должен, в первую очередь, сам иметь целостную картину мира и провоцировать ребенка задавать значимые, смысловые вопросы".