26 июня, 10:00

Как может измениться преподавание истории в школе



Состоялось долгожданное заседание рабочей группы по концепции преподавания истории России в школе. Эксперты обсудили проект концепции преподавания истории Отечества, который был подготовлен рабочей группой Российского исторического общества (РИО). Какие идеи были предложены историками, рассказал ответственный секретарь и член Президиума РИО Андрей Петров.

Организация обсуждения историко-культурного стандарта 

Год назад РИО на общем собрании поставило перед собой задачу посмотреть, как реализуется предыдущая концепция учебного методического комплекса по отечественной истории, ядро которой составляет историко-культурный стандарт. Документы очень прочно вошли в обиход и педагогическую практику школ, и работают уже около 5 лет. Была проделана большая работа, привлечены материалы и данные национального исследования качества образования, которые проводил Рособрнадзор. 

Кроме этого Министерство Просвещения РФ провело специальный мониторинг, а Рособрнадзор совместно с ФИПИ  подготовили необходимую информацию о динамике сдачи истории на государственной итоговой аттестации. В итоге совместно с Ассоциацией учителей истории и обществознания был организован специальный мониторинг и опрос педагогов – членов ассоциации. И тогда встал вопрос о том, что концепция 2014 года, которая стала своего рода общественным договором  по основным проблемам истории и была изучена и одобрена Президентом РФ, уже не имеет нормативного статуса.

Как изменится концепция преподавания истории

Рабочая группа решила двигаться к тому, чтобы сохранить все основные идеи и структуру концепции 2014 года, адаптировать ее, усовершенствовать и приспособить под  утверждение, как нормативный акт Министерства. Документ был реструктурирован, потому что предметная концепция предполагает некоторое описание области и пожелания к развитию технологий обучения, нормативного сопровождения этого курса и предмета, пожелания к кадровому обеспечению, повышению квалификации и подходы к формированию содержания этого курса и его постоянного обновления.  Все эти пункты были выполнены.

Главное,  что было сделано, – сохранены все основные теоретические подходы прежней концепции: структура и содержание историко-культурного стандарта, который является неотъемлемым приложением нашей новой концепции и  ядром содержания исторического образования.

Переход на линейное преподавание истории в школе

Из принципиально важных для каждого учителя вещей, которые вошли в концепцию, стоит отметить несколько моментов. 

  1. Линейное преподавание

Первое – предлагается и прописывается технология – дорожная карта перехода на полное линейное преподавание истории в школе. 5-6 лет назад в школе преобладало концентрическое преподавание истории, когда до 9 класса изучали всю историю, а потом за два года было повторение, как бы на более высоком и проблемном уровне. Объективно это не всегда имело должный успех.  

Сейчас понятно, что сложные исторические темы XX века трудно укладывать в пределы одного 10 класса. Поэтому, если возвратить линейное преподавание в 11 класс, появится шанс существенно увеличить глубину освоения этих тем. И такой переход вполне можно считать позитивным моментом, который наверняка поддержит наше педагогическое сообщество. 

  1. Имена и даты

Кроме того, много дискуссий и споров всегда возникало по поводу имен, которые выбираются для преподавания и упоминаются в историко-культурном стандарте. Да, действительно, опыт преподавания сейчас показывает, что отсутствуют очень значимые фигуры для истории и культуры разных эпох. Они, безусловно, должны быть добавлены в учебные пособия. И этот процесс можно сделать более динамичным и практико-ориентированным. 

Для этого разделы с именами, датами и источниками по истории вынесены в отдельное приложение с наименованием «Имена, даты и источники по истории России, рекомендуемые учителям в соответствии с рабочей программой и уровнем подготовки учащихся». Таким образом, учитель сам может выбирать из этого перечня, с чем он будет работать более подробно.

Станет ли ЕГЭ по истории обязательным?

В этой концепции сформулированы два очень важных принципа для наших учителей и работников органов управления образованием. Каждый гражданин России обязан знать историю, и нам не лишним было бы контролировать этот процесс. 

“Мы долго прорабатывали этот вопрос с Рособрнадзором, с ФИПИ, Министерством Просвещения РФ, и было предложено сделать обязательную оценку учебных достижений учащихся. Это не ГИА, ОГЭ и не ЕГЭ. Мы предлагаем оставить тот ЕГЭ по выбору, который существует сейчас”, – прокомментировал ситуацию Андрей Евгеньевич Петров. 

Несомненно, ЕГЭ стоит развивать дальше, потому что это серьезный по уровню экзамен, ориентированный на людей, которые выбрали историю осознанно. Но как один из возможных вариантов промежуточной аттестации можно предложить обязательную контрольную работу по истории. Важно сделать ее статусной, как, например, итоговое сочинение, и тогда она станет допуском к ГИА. В таком случае речь об обязательном ЕГЭ по истории на сегодняшний день снимается. 

Региональные учебники по истории

Итоги реализации концепции показывают, что она создает пространство по преподаванию истории на федеральном уровне. Основные федеральные программы созданы по концепции РИО и историко-культурному стандарту. Сегодня среди всех УМК, объединяющих учебники по истории, лидером является линия ГК «Просвещение» под  издательством Академика Торкунова. Линейка прошла сложный серьезный отбор и экспертизу. 

История России. 11 кл. Базовый уровень
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.

Посмотреть в магазине

Но что нужно делать дальше? Существует огромное количество региональных учебных пособий по историко-культурной, краеведческой тематике. И вот их экспертиза сейчас выпадает из поля зрения Российского исторического общества. 

К сожалению, в региональных пособиях иногда проходят такие сведения, которые не вполне соответствуют историко-культурному стандарту. В этой концепции, по сути, сформулировано три основополагающих принципа, из которых один носит обязательный характер, а два остальных – рекомендательный. Обязательный принцип заключается в том, чтобы все региональные учебные пособия соответствовали и не противоречили историко-культурному стандарту. И на это важно обратить пристальное внимание органам управления образованием, потому что они и есть главные заказчики этих учебных пособий. 

Что касается рекомендаций: региональным историкам, региональным органам управления образованием нужно обратить внимание и сосредоточиться на культурных этнографических сюжетах и постараться не затрагивать те политические темы, которые уже освещены в историко-культурном стандарте и федеральных учебниках. Здесь можно порекомендовать сосредотачиваться на тех вещах, которые наилучшим образом раскрывают историю культуры, историю народов, историю традиций того или иного региона.

Третий момент, который тоже очень важен, касается экспертизы учебных пособий. Кстати, первые действующие сейчас в федеральном перечне линии учебников по истории России отбиралась специальной комиссией РИО. Тогда был проведен огромный отсев, очень много учебников и учебных линий выпали из этого перечня. Вошли всего три линейки. А после этого существенно менялись правила отбора и включения в федеральный перечень учебников. Российское Историческое Общество, к слову, сегодня не проводит экспертизу. Поэтому рабочая группа сформулировала Министерству Просвещения РФ свое пожелание о том, чтобы включить в пул экспертов по отечественной истории еще и представителей  РИО.