12 августа 2020, 12:00

Чтение для ребенка не должно быть наказанием. Интервью с экспертом



Что такое смысловое чтение, как формировать интерес к книге в дошкольном и младшем школьном возрасте, нужны ли детям списки произведений для чтения летом? Рассказывает Марина Бойкина – старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, автор пособий по литературному чтению Группы компаний «Просвещение».

– Марина Викторовна, в международном исследовании качества чтения PIRLS российские ученики начальной школы стабильно занимают первое место. Означает ли это, что с чтением у нас все в порядке?

– На мировом уровне показатели действительно высокие, но я бы не стала утверждать, что все в порядке. Согласно данным последнего исследования PIRLS, лишь 26% детей умеют находить в тексте информацию, перерабатывать ее и представлять на ее основе свои тексты, то есть обладают читательской грамотностью в полной мере. Данные всероссийских проверочных работ это подтверждают – лишь 22% детей умеют определять в тексте главную мысль, а это ключевой результат обучения в начальной школе.

Все, что связано со смысловым чтением, с пониманием текста, у большинства учеников вызывает проблемы, и наши учителя пока не могут их решить.

– Чем это обусловлено?

– Анализируя уроки самых разных учителей-словесников на Youtube, нетрудно заметить, что в основе этих уроков лежит не процесс обучения, а процесс определения результатов. Например, учитель просит ребенка найти, где в тексте поднимается та или иная тема, ребенок ищет, находит или не находит, а учитель оценивает результат. 

Но в начальной школе перед педагогом стоит другая задача – научить ребенка это делать, объяснить шаг за шагом, как должен строиться процесс поиска, дать ему в помощь алгоритмы. Тогда доля детей, обладающих читательской грамотностью, увеличится и не будет сокращаться к 8-9 классу.

Многие учителя в большей степени озабочены достижением планируемых результатов в соответствии с ФГОС, забывая о методике, которую никто не отменял. Проблемы детей чаще всего обусловлены ошибками учителей. Если основное требование учителя заключается в том, чтобы ребенок читал каждый день в течение часа, результата не будет.

– Почему? Неужели чтение рекомендованных книг в детском возрасте может оказаться бесполезным?

– Если чтение представляет собой не «кропотливую работу над словами», как говорил Сухомлинский, а технический процесс, не подразумевающий получения удовольствия, то пользы не будет. Чтение должно быть смысловым, школьник должен учиться понимать текст, глубоко погружаясь в его содержание.

О необходимости смыслового чтения заговорили примерно десять лет назад – этот термин ввел академик РАО Александр Григорьевич Асмолов, разрабатывая новые образовательные стандарты. И важность такого подхода понимает все больше российских учителей.

– То есть в советские годы и на рубеже веков в российских школах смысловому чтению не учили?

– Конечно, учили. Еще в 1970-е годы о важности понимания текста говорила, например, Генриэтта Григорьевна Граник, позже ставшая академиком РАО и написавшая много работ на эту тему. Уже тогда было ясно, что без решения этой проблемы качество образования улучшить не удастся. А термин «смысловое чтение» – просто емкое понятие.

– В каком возрасте и каким образом нужно формировать у ребенка любовь к чтению?

– Формирование интереса к чтению начинается с дошкольного возраста, когда родители читают вслух своим детям или читают книги вместе с детьми. Так что роль родителей здесь очень велика. Некоторые книги могут быть прочитаны несколько раз. А в полной мере этот интерес формируется уже в начальной школе, когда у ребенка «начитано» порядка ста книг.

В магазин

Интерес возможен лишь тогда, когда что-то получается. Поэтому в учебниках начальной школы системы «Школа России», особенно для 1-го класса, содержится много произведений для детей дошкольного возраста. Смысл в том, чтобы ребенок узнавал произведения, содержание которых ему знакомо с дошкольного детства, и понимал их. А если понимания нет, эффект будет такой же, как от чтения на незнакомом иностранном языке.

– И в школьной, и в родительской среде есть устоявшийся термин «летнее чтение». Как организовать чтение в летние каникулы, чтобы заинтересовать ребенка?

– Мне не очень нравится этот термин – он ассоциируется со списком книг на лето, которые дает учитель. Когда ребенок получает такой список и должен все указанные там книги прочитать, есть риск, что вместо смыслового чтения мы получим сугубо техническое. Обычная ситуация, когда мама говорит: «Учительница задала – читай! Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь».

Чтобы ребенок читал с интересом, нужна большая работа с родителями – они должны понимать, как вести себя с ребенком и чем они могут ему помочь. Главный принцип – чтение не должно быть наказанием. Нужно не заставлять ребенка читать, а открыть перед ним мир книги. Для этого родителям нужно читать ему вслух – минут по 30 перед сном, и читать самим, чтобы у ребенка перед глазами был позитивный пример, и читать вместе с ребенком, обсуждать прочитанное. Не спрашивать, что он понял из прочитанного, а спросить, например, понравился литературный герой или нет.

В наших пособиях для начальной школы «Литературное чтение. Читательский дневник» есть даже специальный раздел «Семейное чтение», ориентированный на родителей.

– Вы считаете, что списки книг на лето детям давать не нужно?

– Если список предлагается, то он должен быть рекомендательным, рассчитанным на родителей, и произведения в нем должны быть подобраны так, чтобы у ребенка возник интерес. В начальной школе не нужно включать туда книги, которые планируется изучать в следующем классе, – там же нет «Войны и мира», многие из них можно успеть прочитать в течение урока.

В своих пособиях я рекомендую первоклассникам книги с интересными названиями, о которых они раньше скорее всего не слышали, – например, «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Знаменитый утенок Тим» Энида Блайтона. Видишь название – и сразу хочется прочитать. А в третьем-четвертом классе добавляются книги о приключениях, о природе, тем более если ребенок на отдыхе и воспринимает природу как пространство для экспериментов.

Не нужно гнаться за количеством прочитанных книг. Если ребенок хочет 30-й раз подряд прочитать «Незнайку в солнечном городе» или «Динку» Валентины Осеевой, не нужно его отговаривать. И если он хочет прочитать книгу, которая к школьному курсу не имеет отношения, – например, кулинарную, – пусть читает! На основе прочитанных произведений можно снимать рисованные мультфильмы – современные технологии это позволяют, особенно этим увлекаются папы.

– Какими пособиями стоит воспользоваться летом, чтобы дети младшего школьного возраста читали с интересом и учились работать с текстами?

– Я бы рекомендовала наши пособия с Инной Анатольевной Бубновой «Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи». Их можно использовать в течение учебного года для внеурочной деятельности, подготовки к конкурсам и олимпиадам, а можно и в домашних условиях. Пособия ориентированы на создание собственных текстов. Например, ребенку предлагается сочинять загадки на основе специального алгоритма, и к концу лета он может составить целую книжку загадок.

В магазин

Еще одна серия наших пособий – «Литературное чтение. Дневник читателя», с помощью которых у детей формируется система работы с книгой, умение найти нужное издание, интерес к определенным произведениям. Заставлять детей записывать в тетради свои впечатления о книге – бесполезная трата времени. А вот если использовать специальные приемы, в том числе игровые, – например, предложить вести бортовой журнал и фиксировать там свои остановки в тех или иных частях текста, – то у ребенка возникнет интерес. Главное – не бросать его, а предлагать увлекательные формы работы.

В магазин

И, конечно, можно воспользоваться пособиями «Литературное чтение. Смысловое чтение», с помощью которых дети учатся читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста, отвечать на вопросы. Система заданий последовательно развивает эти умения и способствует всестороннему развитию ребенка.