29 марта, 16:00

Уроки французского: эксперты «Просвещения» провели открытый семинар для педагогов ВсОШ



С 23 по 26 марта в Москве прошел финальный этап Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. Эксперты ГК «Просвещение» провели для учителей и методистов семинар, посвященный актуальным вопросам изучения французского, изменениям в ФПУ и обновлению ведущих учебных линеек.

Встречу с 72 педагогами, сопровождающими участников Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, провели Згонник Елена Владимировна, ведущий редактор по французскому языку Центра развития международного сотрудничества и лингвистического образования, и Шувалова Надежда Владимировна, редактор по французскому языку Центра развития международного сотрудничества и лингвистического образовании. 

В финальном этапе приняли участие свыше двухсот учащихся со всей России. Победители успешно прошли все испытания: лексико-грамматические тесты, задания на понимание устной и письменной речи, а также говорение. 

Елена Владимировна рассказала слушателям о популярности французского языка в отечественном образовании и обновлении содержания УМК — тема содержания учебников и учебных пособий по французскому языку — стала ведущей в выступлении «Учебники по французскому языку издательства „Просвещение“ в новом ФПУ и дополнительные пособия к ним».

— Насколько французский язык в настоящий момент популярен? И в чем преимущества его изучения как первого и второго иностранного?

Согласно сведениям Международной организации франкоязычных стран, в настоящий момент в мире насчитывается около 275 миллионов франкоговорящих на пяти континентах. А по прогнозам демографов, к 2050 году число франкофонов в мире достигнет 700 миллионов человек. В нашей стране французский язык, к сожалению, ушёл на позиции второго иностранного языка. Но радует то, что эту позицию он занимает достаточно прочно. Интерес к изучению французского языка традиционно высок в России. Это объясняется и исторически сложившимися отношениями между нашими странами, и высокой культурой Франции, к познанию которой стремится русский человек, и прочными экономическими связями России и Франции. Мои слова подтверждает количество участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. В этом году их было 260 человек из самых разных уголков России. Они изучают французский язык и как первый, и как второй иностранный язык, в том числе и на углублённом уровне. Молодые люди понимают, что в наше время без знания иностранного языка, а лучше двух или даже трёх, не найти престижную работу. Английский язык есть сейчас у многих. А знание французского позволяет проще найти себе работу в совместных российско-французских предприятиях, открывает дорогу в мир современных профессий. Ведь французский язык — это международный язык, который широко используется в науке, в сфере искусств, в спорте и многих других профессиональных областях.

— Как бы вы оценили задания Всероссийской олимпиады школьников по французскому? Их уровень возрос за последние годы? 

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку соответствуют уровню В2 / В2+ согласно требованиям, отражённым в документе «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка». Уровень В2 определяется как «пороговый продвинутый», соответственно уровень В2+ — это уровень ещё более высокий. Далее идёт только «профессиональное владение языком». То есть можно говорить о том, что участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку владеют им на очень высоком уровне. И тот факт, что лауреатам этого конкурса обеспечено поступление в профильные вузы нашей страны без экзаменов, вполне закономерен. К тому же победителей ждут стажировки в вузах Франции (конечно, когда закончится пандемия).

— Как обновилось содержание учебников и пособий по французскому языку? Используются ли и какие современные форматы работы? 

Все учебники по французскому языку, которые выпускает «Просвещение», входят в актуальный Федеральный перечень учебников и имеют гриф «Допущено Министерством просвещения Российской Федерации». Все они осуществляют коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку и используют современные технологии преподавания, такие как групповая работа и проектная деятельность, работа с аутентичными материалами, дифференцированный подход к обучению и др. Все УМК снабжены аудиоприложениями и электронными формами учебников. Они имеют современное красочное внешнее и внутреннее оформление, что ещё больше мотивирует учащихся, начиная со 2 и заканчивая 11 классом.