28 апреля, 17:00

Евразийский образовательный диалог: как совершить дидактический прорыв?



26 и 27 апреля в Ярославле проходил Международный онлайн-форум «Евразийский образовательный диалог». В девятый раз на площадке форума обсуждались вопросы государственной политики в сфере образования – авторитетные специалисты продемонстрировали новые дидактические решения для развития российской образовательной системы и рассмотрели идеи международного сотрудничества. Эксперты пришли к выводу – важно повысить престиж педагога и объединить усилия, чтобы помочь учителю стать востребованным. Организаторы форума – Министерство просвещения РФ и Правительство Ярославской области.

Два дня участники Международного форума обсуждали вопросы цифровой дидактики, профессиональной подготовки педагогов и обменивались лучшими практиками обучения и воспитания детей. Спикерами Международного форума «Дидактический прорыв: можем ли мы позволить себе отложить его на завтра?» стали:

  • руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
  • руководящие и педагогические работники образовательных организаций;
  • сотрудники методических служб;
  • специалисты в области повышения квалификации.

Не случайно Международный форум «Евразийский образовательный диалог» проходит именно в Ярославле — это отметили многие спикеры мероприятия, в том числе заместитель министра просвещения РФ Екатерина Толстикова и вице-президент Группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович.

Екатерина Толстикова подчеркнула важность центральной темы форума — ведь сегодня дидактика стала особенно актуальной еще и в связи с намеченной президентом целью войти в десятку лучших стран по качеству образования.

«Очень важно, что сегодня в качестве главной темы выбран сложный, но вместе с тем ключевой вопрос для педагогического образования — дидактика. От дидактики напрямую зависит качество образования. Без этого невозможна деятельность педагога, а именно сегодня педагоги испытывают невероятно сильный прессинг со стороны внешней среды. Это показала, в том числе, и ситуация с коронавирусом. Второй важнейший вызов для всех учителей — невероятное ускорение роста и оборота знаний. Мы видим, как развиваются технологии, происходит цифровая трансформация общества. Один из вопросов дидактики — как педагоги смогут реагировать на такие изменения, правильно действовать в сложных условиях».

Екатерина Толстикова, заместитель министра просвещения РФ

Полученный за последний год опыт — заметил Павел Зенькович — дал импульс к созданию и развитию полезных инструментов, к формированию новых подходов в разработке дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности. Речь идет не только о читательской, математической, естественнонаучной грамотности, но и о финансовой грамотности, глобальных компетенциях и навыках XXI века, креативном мышлении, умении применять учебные знания на протяжении всей жизни. Вице-президент ГК «Просвещение» пояснил — важную роль в развитии этих навыков всегда будет играть опыт учителя, педагогические подходы и инструменты, которые он использует в рамках учебного процесса.

«В Группе компаний „Просвещение“ уже разработаны учебно-методические комплекты, которые предназначены для формирования и мониторинга всех компонентов функциональной грамотности, изучаемых также в международных сравнительных исследованиях. Мы организуем мероприятия для учителей и школьников — обучающие семинары и вебинары, курсы повышения квалификации. Уже сейчас Академия „Просвещение“ совместно с МДЦ „Артек“ проводит Всероссийскую олимпиаду по функциональной грамотности», — пояснил Павел Зенькович, вице-президент ГК «Просвещение».

На секционных заседаниях конференций, которые проходили во второй день форума, эксперты обсуждали подходы к разработке новых дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности, а также влияние цифровой дидактики на офлайн-форматы образования, модели наставничества для молодых педагогов и другие актуальные темы, связанные с непрерывным образованием учителей, педагогической наукой и обучающими практиками.

Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Михаил Груздев подчеркнул, что несмотря на стремительную глобальную цифровизацию, педагоги по-прежнему остаются ключевыми героями системы образования — именно их живой опыт и профессиональные знания долгие годы будут востребованным материалом для каждого ученика:

«У нашего образования сильные и богатые традиции, поэтому ничто не ставит под сомнение роль учителя — даже при всех процессах развития информационных технологий. Учитель всегда был, есть и будет главной фигурой образования. Но при этом надо четко понимать, что нам нужен дидактический прорыв, чтобы обеспечить конкурентоспособность российского образования».
 

Михаил Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского

Директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода заметила — все спикеры форума, несмотря на разные мнения и взгляды, сходятся в одном:

«Сегодня важно повысить престиж профессии учителя — самого главного человека в системе образования. Мы должны объединить усилия всех структур, ведомств и органов власти, чтобы помочь современному педагогу быть востребованным и отвечать тем критериям, которые диктует современное общество».
 

Ирина Лобода, директор департамента образования Ярославской области

 

Ознакомиться с полной программой и посмотреть все мероприятия в записи можно на официальной странице Международного форума «Евразийский образовательный диалог».