24 ноября, 10:00

Скованные одним подходом: авторы представили объединенную концепцию учебников по отечественной и всеобщей истории



Семинар «Преподавание учебного предмета „История“ в условиях обновления предметной концепции и федеральных государственных образовательных стандартов» организован группой компаний «Просвещение» для педагогов столицы и Московской области. К прямой трансляции присоединились практикующие педагоги со всей страны.

Ученые и эксперты в области преподавания предмета рассказали о вызовах современности, ФГОС нового поколения, сохранении ценностей и традиций, видении истории как науки и роли учителя — по-прежнему ключевого элемента в образовательном процессе. ГК «Просвещение» представило новый УМК по истории под редакцией В.Р. Мединского и раскрыло главные преимущества учебников.

Две линии учебников по отечественной и всеобщей истории, объединенные общими подходами, вошли в федеральный перечень. Среди авторов УМК — известные историки, преподаватели ведущих московских вузов, сотрудники институтов всеобщей и российской истории РАН и Российского военно-исторического общества, опытные московские методисты, работающие в школе.

Создание нового УМК обусловлено появлением новых нормативных документов, вносящих изменения в содержание и методику преподавания истории: новая редакция концепции УМК по отечественной истории, обновленный историко-культурный стандарт, новый ФГОС, а также примерная рабочая программа по истории и программа воспитания.

Стоит отметить, что в новом УМК были реализованы идеи Владимира Ростиславовича Мединского в отношении того, какими должны быть учебники истории.

Михаил Юрьевич Мягков, соавтор УМК, научный директор РВИО, подчеркнул: надо выработать линию, которая позволила бы ученикам с интересом узнать из школьного учебника, что происходило в мире в то же время, что и в нашей стране. Это позволит увидеть место и роль России в мировой истории, ее вклад в культуру и науку, проследить общие и специфические черты в развитии государственных институтов.

Ученый отметил, что и авторы, и редакторы, и методисты ответственно подошли к созданию принципиально нового УМК. Поэтому учебник написан доступным, интересным языком. Методическая часть отвечает современным требованиям, содержит оригинальные вопросы и задания, позволяя ребятам с интересом погрузиться в изучение истории.

«Нельзя обойти стороной исторические факты и достоверность, но учебники нужно писать так, чтобы их захотелось перечитать. В новых учебниках под редакцией В. Р. Мединского есть сюжеты, которые ты мгновенно схватываешь, они интересные, они оживляют изложение», — также отметил Михаил Мягков.

Воспитательная составляющая УМК является одной из ключевых задач предмета. Ценности многонационального народа России, выработанные в ходе многовекового исторического развития, нашли отражение в каждом учебнике.

«Мало просто изложить сухие факты — факты должны воспитывать! Вот, к примеру, если рассказывать о подвиге героев-панфиловцев, важно сказать про многонациональность. Среди героев были не только русские, но и киргизы, казахи, узбеки — все они были тогда под Москвой. Простое перечисление героев ничего не даст, если мы не углубимся в идею общности исторической судьбы наших народов. Так и со всеми остальными историческими событиями — без идейности мы рискуем получить обезличенные факты, ничего не значащие, ничем не примечательные», — добавил научный директор РВИО.

Главный редактор издательства «Просвещение» Надежда Борисовна Колесникова в своем выступлении также подчеркнула расширение самого понятия «воспитание» и связала его с изучением локальной истории, призвала педагогов ориентировать учащихся на исследование исторической памяти своей семьи:

«Сегодня расширилось само понятие „воспитание“. Воспитанию должно способствовать буквально все: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, даже само пространство школы. И в этом смысле важно обратить внимание на использование примеров на уроках истории. Расскажите детям о наших соотечественниках, совершивших героические поступки, добившихся успеха в служении на благо обществу и государству. Уделите внимание истории и традициям своего региона, чтобы дети больше узнавали свою малую Родину».

Отвечая на популярный среди педагогов вопрос «Зачем нужны новые учебники?», Елена Витальевна Саплина, соавтор УМК, канд. пед. наук, практикующий учитель истории и обществознания, пояснила: среди вызовов, которые стали самыми актуальными за последнее время, один из первых — новые ФГОС. Под новые ФГОС сделана и новая программа для 5-9 классов, универсальный кодификатор всех умений и новые универсальные кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ, а также новые варианты КИМ по истории и обществознанию.

Международные исследования уровня PISA и TIMSS выявляют уровень владения смысловым чтением, функциональной грамотностью, глобальными компетенциями. Но откуда их брать, как это все соединить? Елена Витальевна заверила: овладеть всеми актуальными умениями в рамках предметной области «История» позволит новый учебник.

«Важно понимать, что даже первоклассный учебник — это инструмент, который дает знания, умения и вызывает интерес к предмету. Но воспитывает всегда только учитель», — пояснила Елена Саплина.

Она подчеркнула — в создании учебника важна экспертность: именно поэтому книги, по которым обучаются дети, пишут доктора наук, методисты, ученые и авторы всероссийского уровня.

«Все привыкли к тому, что учебник — это что-то научное, выверенное, безопасное, но при этом написанное доступным, интересным языком. Доктор наук не будет составлять агрессивный текст, печатать неуместные призывы, разжигать национализм. В этом смысле новая линия УМК под редакцией В. Р. Мединского — это правильный научный инструментарий».

Опрос, который проводился несколько лет назад среди школьников, показал, что материал про Древний мир и Средние века ученики помнят долго. Хуже всего усваивается информация про русских князей — потому что в учебниках, как правило, многие авторы хотят выразить свое отношение к истории, дать оценку деятельности исторических личностей, а не просто рассказывают о происходящих событиях. В новом УМК — подчеркнула Елена Витальевна — находят свое отражение вызовы времени:

«Порой мы как будто извинялись за то, что победили в Великой отечественной войне. Но ведь напали не мы, враг сам пришел на нашу землю! А если говорить о каких-то ошибках, которые порой допускают государственные деятели, то это не должно вызывать стыд — это нормальный процесс исторического развития. Патриотизм не в том, чтобы утверждать, что все хорошо, а в том, чтобы извлекать опыт из ошибок и при этом не тянуть плохое с собой — в будущее».

Татьяна Васильевна Черникова, автор учебников отечественной истории для 6-8-х классов, доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО, отметила:

«Учебник — это реконструкция исторических источников, в нем не должно быть никакого диктата. Я всегда говорила: моя основная задача — объяснить детям, что каждый из нас отвечает за ту историю, которая творится прямо сейчас. В учебнике важно показать не только наши победы и триумфы, но порой и противоречивые, трагические события».

Ключевский говорил: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Помогая школьнику изучать прошлое, мы воспитываем гражданина, который понимает, что каждое поколение несет ответственность за историю своей родины.

Еще одно качественное отличие нового УМК от остальных — учебники представляют из себя навигатор по всем элементам изучения истории. Все методические элементы собраны в единую систему. Каждая глава и параграф начинаются с выдержки, которая предваряет содержание, к текстам приводятся разноуровневые вопросы — что нужно прочитать, объяснить эпиграф, привести аргументы, рассмотреть карту, сделать выводы. Это те умения — предметные и метапредметные — без которых не обойтись сегодняшнему школьнику.

Сергей Владимирович Тырин, соавтор учебников по всеобщей истории, советник главного редактора ГК «Просвещение», пояснил, почему в новых условиях так важно было обновить учебник — один из главных инструментов, с помощью которых работает учитель.



Так же как и любой другой продукт, который помогает выстраивать коммуникацию, учебник должен соответствовать запросам времени: актуальным форматам, последним достижениям науки и методики.

«Зачем, наряду со множеством линеек по истории, создали еще одну, разработанную „Просвещением“ совместно с коллегами из РВИО? Во-первых, обновилась концепция. Теперь в ней закреплено изучение отечественной истории в соотнесении со всеобщей. В ЕГЭ появилось много вопросов по всеобщей истории — в новом УМК это нашло свое отражение: в содержании, в заданиях есть соотнесение и отсылки к истории как единой предметной области. Во-вторых, ФГОС диктует новые требования к методике — в том числе, материал должен быть метапредметным. И в-третьих, сами учебники учитывают возрастные и эстетические предпочтения современных школьников. В них представлено множество интересных иллюстраций, инфографики», — рассказал Сергей Владимирович.

В учебниках есть ссылки на цифровые ресурсы, кинофильмы, книги и даже компьютерные игры, а также представлены темы для проектной деятельности. После каждой главы дан специальный раздел «Ресурсы» — материалы для подготовки к различным аттестациям: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Работа с источниками, со статистикой, с графикой, тексты и таблицы, описание персоналий. Специальным маркером отмечены вопросы на соотнесение отечественной и мировой истории.

Сейчас создаются рабочие тетради и другие материалы, обеспечивающие эффективную работу учителя с новым УМК.

«Уже сейчас учебники закупили несколько регионов, к ним есть большой интерес. Мы активно сотрудничаем с коллегами из РВИО в вопросах распространения УМК во многих регионах страны», — пояснил Сергей Тырин.

  • Сергей Владимирович Тырин
  • УМК под редакцией В. Р. Мединского
  • УМК под редакцией В. Р. Мединского
  • УМК под редакцией В. Р. Мединского
  • УМК под редакцией В. Р. Мединского
Сергей Владимирович Тырин

Сергей Владимирович Тырин