15 апреля, 12:00

Ушёл из жизни Владимир Владимирович Репкин – ученый, психолог, лингвист, автор учебников по русскому языку



11 апреля 2022 года на 95-м году ушел из жизни Владимир Владимирович Репкин — блестящий ученый, выдающийся психолог и лингвист, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, автор концепции и теории развивающего обучения, сумевший виртуозно воплотить ее в практике современной школы, создав уникальный учебно-методический комплект по русскому языку — от Букваря до комплексного лингвистического словаря для школьников — первого и единственного в своем роде словаря для младших школьников.

Мало кто знает, что еще в далеком 1993 году в первом Федеральном перечне учебников, когда вариативность содержания образования еще только зарождалась в нашей стране, в разделе начального образования для изучения предмета «Русский язык» были указаны всего три учебника: всем хорошо известный учебник Т.Г. Рамзаевой (для классической программы начальной школы), учебник А.В. Поляковой (для системы развивающего обучения Л.В. Занкова) и третий — учебник В.В. Репкина (для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).

Владимир Владимирович Репкин родился 25 декабря 1927 года в г. Николаеве. Он дважды учился в МГУ — сначала поступил на филологический факультет Московского государственного университета, а затем из-за болезни в послевоенное голодное время был вынужден прервать обучение и уехать к родителям в Майкоп, где в 1949 году окончил Майкопский педагогический институт по специальности учителя русского языка и вскоре стал работать в школе. Повторно В. В. Репкин поступил в МГУ уже в 1952 году на философский факультет, где учился практически одновременно со своим коллегой и другом Василием Васильевичем Давыдовым. После окончания МГУ несмотря на предложение поступать в аспирантуру, Владимир Владимирович решает поехать со своей молодой женой и дочками на Сахалин преподавать русский язык в школе-интернате, где вскоре становится руководителем.

С 1963 года более 20 лет В. В. Репкин возглавляет знаменитую лабораторию учебной деятельности в школе № 17 г. Харькова — одной из первых экспериментальных школ, где полным ходом шла разработка и апробация первых учебных материалов по системе развивающего обучения. До 1987 года Владимир Владимирович заведовал кафедрой русского языка в Харьковском институте коммунального хозяйства. А с 1989 года В. В. Репкин открывает научно-методический центр «Развивающее обучение», который, наряду с несколькими другими центрами (в Москве, Томске, Риге, Самаре и др.) сыграл решающую роль в распространении и внедрении системы развивающего обучения в образовательную практику бывшего СССР.

Лаборатория, созданная В. В. Репкиным, включилась в экспериментальную работу научного коллектива Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, проводившего в то время уникальные исследования возрастных возможностей младших школьников в известной московской школе № 91.

Владимир Владимирович Репкин внес значительный вклад в разработку теории учебной деятельности, является одним из создателей психолого-педагогической системы развивающего обучения. В теории учебной деятельности В. В. Репкин исследовал проблемы личной мотивации ребенка, учебного целеполагания, учебной задачи, субъектности педагогической деятельности.

Именно благодаря В. В. Репкину был осуществлен переход системы развивающего обучения из экспериментальных условий в практику массовой школы, была разработана и воплощена уникальная модель диалогического школьного учебника, отражающая модель учебной деятельности младшего школьника. Вместе со своими коллегами В. В. Репкин разработал и внедрил оригинальные способы переподготовки учителей и методистов, реализующих образовательную систему развивающего обучения, которые были опробованы в целом ряде центров переподготовки педагогов.

Владимир Владимирович был человеком очень яркой харизмы, блестящим оратором, имел искрометное чувство юмора. Он всегда умел выстроить диалог — и с учителем, который первый раз пришел к нему на лекцию, и с оппонентом, автором других программ и учебников. Он непременно заражал своей убежденностью собеседника, завораживал простотой и логичностью доводов и поражал глубиной мысли. Вместе с тем, Владимир Владимирович был человеком достаточно скромным и самокритичным.
Имея научную степень кандидата психологических наук, Владимир Владимирович оставил значительное научное наследие, которое еще предстоит осмыслить его ученикам и последователям.

Это невосполнимая потеря. Боль утраты не утихнет никогда.

Выражаем самые искренние соболезнования родным, близким и коллегам Владимира Владимировича. Вечная и светлая память навсегда сохранится в наших сердцах.

 

Автор: Елена Восторгова
11.04.2022