14 декабря 2022, 14:00

Кто такие школьные психологи и как они могут помочь?

Популярность психологов в России с каждым годом растет. Всё больше людей доверяют свои проблемы специалистам. Однако к помощи детских психологов прибегают значительно реже. Многие родители уверены, что могут справиться с проблемами своих детей самостоятельно. Такой подход к ситуации может быть опасным, т.к. отсутствие грамотной и квалифицированной помощи может усугубить проблемы.

Сегодня в большинстве российских школ есть педагоги-психологи, к которым можно обратиться за помощью или советом. Важность школьных педагогов-психологов трудно переоценить. Это специалисты, проводящие индивидуальную или групповую психологическую работу и помогающие разрешать конфликты. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.

По мнению депутата Государственной думы Бориса Чернышова, классные руководители также должны обладать навыками психолога, чтобы иметь возможность помогать своим ученикам.

«В каждой школе по установленной норме на 1 учителя приходится в среднем 25 детей. Сегодня важно, чтобы хотя бы классные руководители прошли профпереподготовку по психологическим наукам. Дети — это начинающие личности, у каждого свои мысли и для того, чтобы мы могли воспитывать их в правильном ключе, мы должны понимать, слышать, помогать и направлять их. По нашим исследованиям, 37% школьников нуждаются во внимании со стороны школьных психологов», - сообщил Чернышов в своем телеграм-канале.

Чем может помочь школьный психолог?

К психологу можно обратиться практически в любой ситуации, если у ребенка возникли какие-то проблемы в семье, межличностных отношениях или с учебой. Также одним из важных аспектов работы школьного психолога является профориентация.

За консультацией к школьному психологу могут обратиться и родители учащихся. Если в семье есть проблемы, непосредственно влияющие на ребенка, мама или папа могут поделиться ими со специалистом и вместе проработать решение проблемы. При этом психолог будет иметь в виду семейные обстоятельства при работе с учеником.

Особое внимание школы уделяют и проблеме буллинга. Травля не обязательно значит физическое насилие, это могут быть издевательства, обидные шутки, оскорбления, бойкот, распространение слухов, порча имущества и пр.

Например, в московских образовательных учреждениях созданы специальные службы примирения. Педагоги прошли необходимое обучение и на регулярной основе используют восстановительные техники. Школьная служба примирения подключается к работе, когда произошел конфликт. Каждый случай разбирается индивидуально, а обратиться в службу может любой участник образовательного процесса.

Основные способы борьбы с буллингом

Очень важно, чтобы педагоги реагировали, говорили о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливали это. Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение или привычки — когда дело доходит до ситуации травли, дело не в них, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка. Перемены привычек эту ситуацию в большинстве случаев не поменяют. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

При этом важно не нападать на агрессоров. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля - это неправильно и недопустимо. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату.

По мнению психолога, эксперта в вопросах детско-родительских коммуникаций, методолога и автора программ для родителей проекта ГЕРОИ Елены Кузиной, педагогам необходимо привлекать родителей к решению проблем.

«Педагогу-психологу нужно понимать, что он должен выстроить определенную коммуникацию с родителем, так как они зачатую только усугубляют ситуацию. Педагог должен дать родителям определенный алгоритм работы. Проблема буллинга — это даже не проблема отношения к ребенку других детей, это проблема, которая идет из семьи, в которой ребенок растет», - поделилась Кузина.