Как организовать дистанционный урок: подходы и ресурсы

Сегодня перед каждым учителем, окруженным множеством различных образовательных ресурсов, встает важный вопрос – как выбрать из них подходящие для своей работы? Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ №5 г.Балаково Саратовской области Наталья Родкина поделилась опытом и рассказала о подходах в организации таких уроков.

При выборе предлагаемых цифровых инструментов стоит учесть несколько основных вопросов: какие из этих ресурсов помогут мне добиться высокого образовательного результата за меньшее время? какие из них эффективно работают на всех этапах организации урока по ФГОС? Хорошо, если эти ресурсы окажутся знакомыми. Выбирайте те, которые прошли проверку временем и продолжают эффективно функционировать в формате дистанционного обучения.

Мы рассмотрим несколько вариантов проведения дистанционного урока: по традиционной модели и по модели «Перевернутый класс». Но для начала изучим алгоритм подготовки к дистанционному уроку. Отмечу, что в данном случае мы выбрали ресурсы цифровой платформы LECTA корпорации «Российский учебник» и «ЯКласс». На первой нам доступны интерактивные школьные учебники (именно интерактивные, а не pdf-копии), которые дополнены аудиовизуальным контентом, расширяющим учебный материал. А еще – атласы и тренажеры. С помощью ресурсов «ЯКласса» мы сможем также выстроить индивидуальную образовательную траекторию учеников, организовать обратную связь, проверить знания на любом этапе урока и выставить объективные оценки.

Алгоритм подготовки к дистанционному уроку

Этап подготовки

Комментарий

 

Выбрать электронные платформы

LEСTA, «ЯКласс»

1

Выбор ресурса, установка

ZOOM (40 минут)

2

Разработка расписания

Интерактивное расписание в Гугл-документах

3

Создание видеоконференции

Инструкция по работе в ZOOM для детей

Инструкция по работе в ZOOM для учителей

4

Информирование

Ссылка на урок или доступ к интерактивному расписанию

5

Проведение видеоконференции (с одновременной записью)

При этом важно взять разрешения у родителей, если запись ведется непрерывно.

6

Рассылка записи видеоконференции

Особенно актуально в том случае, если родители младших школьников на работе и дети не могут самостоятельно подключиться к уроку-конференции.

 

Сценарий дистанционного урока по традиционной модели

Рассмотрим упрощенный шаблон технологической карты урока окружающего мира.

Предмет Окружающий мир

Класс 2 класс

УМК Виноградовой.

Подборка Действующий ФПУ

Издательство Вентана-Граф, Российский учебник

 

Этап урока

Содержание этапа

ресурсы

ссылка

1

Мотивация

Хотите совершить путешествие по Москве?

Сервис «Классная работа»

LECTA

2

Актуализация

Что вы знаете о Москве?

3

Целеполагание

Объясните пословицу: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал». Сформулируйте цели и задачи урока.

4

Поиск путей решения проблемы

Какие доказательства и иллюстрации можно привести в подтверждение справедливости пословицы? Составьте план действий. Выберите ресурсы.

Сервис «Классная работа»

ЭФУ

«ЯКласс»

LECTA

LECTA

«ЯКласс»

5

Решение проблемы

  1. Познакомьтесь с историей основания Москвы и ее главными достопримечательностями.
  2. Составьте высказывание по пословице, используя информацию из выбранных вами источников.
  3. Проверьте себя на знание главных достопримечательностей Москвы.

6

Коррекция

Проверка результатов, просмотр или прослушивание и корректировка ответов.

Zoom

Чат, прямой эфир

7

Самостоятельная работа

Тестовое задание «Москва – столица России»

«ЯКласс»

      «ЯКласс»

 

8

Оценивание

Анализируют результаты, разбирают ошибки.

«ЯКласс»

       «ЯКласс»

 

9

Рефлексия

Какие достопримечательности вам хочется нарисовать? Что о Москве вы расскажете своим родным?

Zoom

Чат, прямой эфир

10

Объяснение домашнего задания

Вариативное:

- составьте маршрут экскурсии по Москве.

- выполните тестовую проверочную работу.

- посетите виртуальный музей Победы

«ЯКласс»

проект #Москвастобой

  «ЯКласс»

 

Здесь мы видим, что на этапах актуализации, мотивации, целеполагания используется сервис «Классная работа» на сайте lecta.rosuchebnik.ru. На этапе выбора источников информации для решения основной проблемы урока уместна вариативность, обусловленная психофизическими особенностями каждого ученика: кто-то выберет рассказ учителя, кто-то отключит микрофон и самостоятельно будет изучать тему через электронные, печатные учебники или материалы в «Классной работе», а кто-то успеет и в «ЯКласс» заглянуть за отведенный отрезок времени: такую возможность эти платформы предоставляют. Для мгновенной организации обратной связи, проверки результатов, получения объективной отметки, проведения проверочной работы в конце урока, тестового домашнего задания доступен набор инструментов «ЯКласс». Не забываем и про формирование универсальных учебных действий (УУД). Обратите внимание на вариативное д/з: создание экскурсионного маршрута, посещение виртуального музея Победы, который открылся в рамках проекта «Москва с тобой». 

Сценарий урока по модели «Перевернутый класс»

Основное отличие такого урока заключается в том, что учебная деятельность ученика как бы переворачивается: на занятие он приходит, чтобы применить самостоятельно добытые знания. Но эта модель не исключает учительской поддержки. Она переформатирует его деятельность, переводя педагога из ретранслятора знаний в навигатора, что обеспечивает не только высокий образовательный результат школьников, но и создает реальные условия для формирования УУД. Именно поэтому мы считаем такую модель наиболее эффективной.

Этап урока

Содержание этапа

ресурсы

ссылка

1

Самостоятельное изучение нового материала.

Задание:

  1. Познакомьтесь с историей основания Москвы, с ее главными достопримечательностями.
  2. Выполните задания для самоконтроля.

Классная работа

ЭФУ

«ЯКласс»

LECTA

LECTA

«ЯКласс»

2

Отработка изученного материала в режиме видеоконференции.

1.Проверка домашнего задания.

2. Разбор сложных заданий.

3. Тренировочный тест «Москва – столица России»

4. Проверка и оценка результатов.

5.Итоговый контроль.

6.Рефлексия.

«ЯКласс»
Zoom

«ЯКласс» «ЯКласс»

«ЯКласс»
ЭФУ

«ЯКласс»

чат

«ЯКласс»

«ЯКласс»

«ЯКласс»

LECTA

3

Консультирование

Индивидуальное консультирование в чате

Zoom

чат

 

Подведем итоги
7 советов по организации дистанционного урока

Условие Решение
Тщательная подготовка к уроку. Выбор интересных и качественных материалов.
Соблюдение структуры урока. Мотивация, актуализация, целеполагание, подведение итогов, рефлексия
Оптимальный выбор обучающих платформ и сервисов для организации дистанционного обучения. LECTA, «ЯКласс» + ZOOM
Оптимальный выбор модели урока Перевернутый класс
Знание особенностей протекания познавательных процессов в дистанционном режиме. Смена видов деятельности, активный отдых на переменах, соблюдение норм СанПин.
Инициирование обратной связи чат