Классный дистант: опыт работы онлайн от классных руководителей Москвы

Школьное образование — это не только обучение, но и воспитание детей, за которое отвечают не только учителя-предметники, но и, прежде всего, классные руководители. Всеобщий переход школ на дистанционный формат не оставил их без работы: теперь они выполняют свои функции онлайн.

«Нам удалось обеспечить непрерывность образовательного процесса, но процесс воспитания и социализации также должен оставаться непрерывным. Поэтому классным руководителям необходимо чаще встречаться со своими учениками, и это можно делать онлайн», — считает Максим Иванцов, директор школы №814, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы.

По его мнению, регулярное общение классного руководителя не только с учениками, но и с их родителями позволяет решить целый ряд педагогических и психологических задач, которые стоят сейчас перед школой. Большинству родителей сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они заинтересованы в том, чтобы классный руководитель постоянно выходил на связь, давал советы по работе со школьниками и по сохранению позитивного психологического климата в семье.

Открытые встречи

«При переходе на дистанционное обучение у меня сразу возник вопрос, как организовать работу моего математического 7 „А“ класса, — рассказывает Александр Мельников, учитель математики школы № 1558 имени Росалии де Кастро, — как сохранить то, чем мы жили, как укрепить партнерские отношения учителей, учеников и других участников образовательного процесса».

Еженедельно Александр Владимирович проводит со своими учениками онлайн-встречи — те же классные часы. На них обсуждаются события за прошедшую неделю, меры профилактики инфекционных заболеваний и другие темы. Например, один из классных часов был посвящен детско-родительским конфликтам и путям их разрешения. Поскольку 7 «А» участвует в городском проекте «Математическая вертикаль», а классный руководитель преподает математику, этому предмету в ходе общения также уделяется внимание.

Еще одно направление работы классного руководителя — организация совместного досуга. Накануне Дня космонавтики Александр Мельников организовал совместный просмотр фильма «Время первых» со своими учениками и затем устроил его обсуждение. Также были проведены виртуальные прогулки по Москве и странам изучаемых языков, просмотрены постановки школьного театра на русском и испанском языках, организован виртуальный тур по Музею космонавтики.

Важно, что такие встречи являются открытыми: в них участвуют не только дети, но и родители.

Быть на связи 24

Елизавета Плещеева, учитель начальных классов школы №1558 имени Росалии де Кастро, также является классным руководителем, работает с третьеклассниками. 

«Слагаемые успеха классного руководителя в условиях режима повышенной готовности звучат так: максимальная включенность и вовлеченность, быть на связи 24, постоянное профессиональное саморазвитие», — считает она.

Елизавета Аркадьевна уверена, что для успешной организации образовательного процесса онлайн каждому учителю необходимо найти положительные стороны сложившейся ситуации и сохранять неутомимый оптимизм. В этом им помогут ученики. 

«Школа никогда не станет прежней, и я по-доброму завидую современным детям — они учатся в школе будущего, — добавляет она. — Учатся действовать в условиях многозадачности, принимают любые сложности и вызовы времени».

По мнению педагога, наше время — это эпоха функциональной грамотности, которая становится индикатором общественного благополучия. И сейчас самое время сформировать эту грамотность у детей — учить их ориентироваться в потоке информации и применять знания в реальной жизни. 

В каждой семье сегодня есть буклеты по доставке еды, и их можно использовать для развития функциональной грамотности. Елизавета Плещеева предлагает своим ученикам выделять в таких буклетах новые словарные слова, описывать предложенные там блюда, находить информацию о происхождении продуктов, совершать онлайн-путешествия в те места, где они производятся, переводить буклеты на иностранные языки.

Портал в помощь

Чтобы облегчить работу классных руководителей города и аккумулировать их опыт, Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы разработал портал «Классный руководитель онлайн» http://class.mosmetod.ru/, информация на котором общедоступна без регистрации. На портале предлагаются современные решения для организации классных часов и образовательных активностей в цифровой среде города.

  • Это, во-первых, материалы для проведения классных часов онлайн (раздел сразу оказался самым популярным). 

  • Во-вторых, рекомендации для онлайн-встреч с родителями. 

  • В-третьих, раздел, посвященный онлайн-искусству: если раньше классные руководители водили своих учеников в театры и музеи, смотрели вместе с ними кинофильмы, то теперь все это предлагается делать онлайн. 

На портале также можно найти ссылки на полезные для классного руководителя ресурсы и инструкции для организации групповых видеочатов. В разделе «Lifehack от классных руководителей: проверенный опыт коллег» собраны передовые разработки. 

«Московские педагоги — люди очень креативные, поэтому они охотно дополняют наши предложения своими практиками», — отмечает директор Городского методического центра Андрей Зинин.

Московские классные руководители также могут пройти дистанционный курс повышения квалификации по работе онлайн и получить консультации в Городском методическом центре, если что-то не получается.

Подробнее о работе московских классных руководителей можно узнать из видеозаписи Городского семинара управленческой навигации: http://video.dogm.mos.ru/online/selector/page/video_09042019053.html