- 25 августа 2021
- 733
- 15 мин
1:0 в пользу добра, или 5 вопросов о конфликтах «родитель – педагог – ученик»
Школа — пространство для развития и... для конфликтов. Участников возможных споров целая команда: педагоги, администрация, родители и сами ребята..
«Взрослые часто воспринимают конфликт как борьбу, войну, как негативную историю, в которой важнее всего сохранить лицо, заполучить максимум выгоды. Но такое поведение вряд ли приведет к чему-то конструктивному. А дети, между прочим, считывают эту родительскую схему и реализовывают ее со своими сверстниками. Так замыкается круг восприятия конфликтов как некого зла».
«Конфликты — явление многоуровневое, и первый срез, который легче всего профилактировать, — это конфликт от недостатка информации. Я раз в неделю отправляю родителям про каждого ребенка максимально нейтрально заряженное звуковое сообщение, со всеми подробностями, как он эту неделю прожил со всеми острыми точками и вещами, которые родителям не помешает знать. Если у родителей возникают вопросы, то они отзваниваются и часть вопросов решается, часть конфликтов отсеивается сразу».
«Компетенция разрешения сложных конфликтов — это то, чему надо учиться и что заложено в международных трендах XXI века, причем как для детей, так и для взрослых. Часть конфликтных ситуаций при эффективной коммуникации может быть разрешена до апогея конфликта. Треугольник „учитель — ученик — родитель“ должен быть гармонизирован и находиться в одном информационном поле».
«Вообще, родители, которые имеют детей, с которыми повезло, чаще всего имеют детей, которым повезло с родителями. Перед тем как отправить ребенка в лагерь, вся команда обычно проводит работу с особенностями родителей, с их пониманием, зачем они отправляют сына или дочь на отдых».
«Важно, что мы дисциплинируем родителей с юридической точки зрения — родители перед сменой подписывают правила поведения, за нарушение которых ребенка могут отчислить из лагеря. Вообще, просветительская работа перед приездом детей в лагерь помогает снизить конфликты».
«Каждый ребенок хочет, чтобы с ним говорили не как с ребенком, а как со взрослым. Нужно определить, по аналогии с философской теорией общественного договора, что же считается конфликтом, в каких случаях надо обратиться к учителю, в какой ситуации обратиться к родителям. Был, например, такой эксперимент: класс сам придумывал правила, с которыми комфортно, и каждый ученик следил за их исполнением».
«Деструктивные конфликты „ребенок — учитель — родитель“ объединяет то, что ребенок отсутствует как субъект в самом конфликте. Взрослые прикрываются ребенком для того чтобы решить свои проблемы. И тут важна осознанность — нам нужно отдавать себе отчет, ради кого мы все это делаем (ради ребенка, конечно)».
«Школа должна созвать комиссию для урегулирования разногласий между участниками. Помимо этого, у школы должны быть специализированные локальные нормативные документы — например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. В них могут быть закреплены нормы профессиональной этики педагогических работников. Еще необходимо письменное заявление родителя и письменное объяснение учителя. И на основании всего этого формируется протокол и решение комиссии, которое является обязательным для всех участников».
«Обнародование и дальнейшее использование изображения любого гражданина, и преподавателя в том числе, является прямым нарушением законодательства. Если видео появляется в интернете без согласия учителя, то он вправе требовать удалить контент и пресечь дальнейшее распространение. Это часть 3 статьи 152.1».
Теги:Психология и педагогика,Статьи
Понравился материал? Расскажите другим