1:0 в пользу добра, или 5 вопросов о конфликтах «родитель – педагог – ученик»

Школа — пространство для развития и... для конфликтов. Участников возможных споров целая команда: педагоги, администрация, родители и сами ребята..

Где живут спорные вопросы? Как управлять конфликтом до его появления? Чем тушить разгоревшийся конфликт? В эфире Августовского педсовета «Просвещения» ответили эксперты:

  • Александр Рикель — канд. пед. наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, заместитель декана по работе со студентами, член EASP;

  • Анастасия Михеева — канд. психол. наук, заместитель директора по сопровождению образовательного процесса Международной гимназии «Сколково»;

  • Ирина Осютина — педагог-психолог, наставник в средней школе Международной гимназии «Сколково»;

  • Илья Журавлёв — руководитель стратегических проектов ГК «Просвещение»;

  • Елена Журавлёва — сооснователь развивающего проекта ГЕРОИ, предприниматель, продюсер образовательных программ;

  • Елена Горинова — ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности;

  • Анна Макарчук — канд. психол. наук, руководитель Центра толерантности Еврейского музея.

Конфликты: такие разные и такие похожие. Как распознать?

Для большинства из нас конфликт связан с неприятными переживаниями. Но не забывайте, что конфликт — это еще и возможности. И кстати, в нем нет ничего криминального — это совершенно нормально, это часть нашей жизни. Конфликт может быть разным. Иногда возникает конфликт интересов или потребностей. А еще он может быть реалистичным или нереалистичным.

Реалистичный конфликт связан с ресурсами. В таком случае стороны заинтересованы в получении этого ресурса. Нереалистичные конфликты затрагивают внутренние моменты, в них важную роль играют наши психологические процессы.

Самый частый конфликт в образовательной среде возникает у учителей в диалогах с родителями. И тут острых моментов множество — профессионализм учителя, ожидания, связанные с ребенком, родительская уверенность (или, наоборот, неуверенность) в себе. И вроде кажется, что конфликт сам по себе деструктивен, но избегать его — стратегия еще более разрушительная.

«Взрослые часто воспринимают конфликт как борьбу, войну, как негативную историю, в которой важнее всего сохранить лицо, заполучить максимум выгоды. Но такое поведение вряд ли приведет к чему-то конструктивному. А дети, между прочим, считывают эту родительскую схему и реализовывают ее со своими сверстниками. Так замыкается круг восприятия конфликтов как некого зла».

Как избежать конфликтов между родителем и ребенком?

Для начала разберемся в понятиях: схемы «родители — дети» и «дети — родители» — разные. У родителей есть определенные ожидания от детей, их беспокоит и разочаровывает детская инфантильность, нежелание брать ответственность, апатия, лень.

А со стороны детей в адрес родителей все чаще можно услышать: «А в чем смысл?», «Мои интересы не важны», «А я ничего не хочу — вам надо, вы и учитесь», «Вам интересны только мои оценки».

Аналогичная двусторонняя ситуация сложилась и в конфликтах «родитель — учитель», «студент — учитель», «студент — студент», «студент — коллектив».

«Конфликты — явление многоуровневое, и первый срез, который легче всего профилактировать, — это конфликт от недостатка информации. Я раз в неделю отправляю родителям про каждого ребенка максимально нейтрально заряженное звуковое сообщение, со всеми подробностями, как он эту неделю прожил со всеми острыми точками и вещами, которые родителям не помешает знать. Если у родителей возникают вопросы, то они отзваниваются и часть вопросов решается, часть конфликтов отсеивается сразу».

Как помочь педагогам решить проблему на административном уровне?

Сначала важно понять, в какой тональности мы рассматриваем конфликты. Если конфликт — это возможность для развития, то работать с эмоциональным фоном намного проще.

«Компетенция разрешения сложных конфликтов — это то, чему надо учиться и что заложено в международных трендах XXI века, причем как для детей, так и для взрослых. Часть конфликтных ситуаций при эффективной коммуникации может быть разрешена до апогея конфликта. Треугольник „учитель — ученик — родитель“ должен быть гармонизирован и находиться в одном информационном поле».

Родительско-учительская ассоциация — сообщество родителей, которое принимает активное участие в том числе в управлении определенными процессами в школе. Такой подход дает возможность снимать многие острые вопросы в рамках сообщества. Есть возможность дать правильную информацию из первых уст, а также получить родительский запрос — о том, чего не хватает сейчас, чтобы чувствовать себя комфортно.

Еще один интересный формат для разрешения конфликтов — Родительский клуб, где вместе со спикерами обсуждаются темы, интересные мамам и папам школьников. Есть, например, такая тематика — диалоги о развитии. В них принимают участие дети, начиная с 6 класса. Педагог назначает встречу с ребенком и родителями, где обсуждается образовательный трек, желания и сложности ученика.

В целом очень многое зависит от того, как мы будем выстраивать коммуникацию с родителями в позитивном пространстве, имея ввиду возможности для дальнейшего развития.

«Вообще, родители, которые имеют детей, с которыми повезло, чаще всего имеют детей, которым повезло с родителями. Перед тем как отправить ребенка в лагерь, вся команда обычно проводит работу с особенностями родителей, с их пониманием, зачем они отправляют сына или дочь на отдых».

 Конфликты чаще всего возникают либо от несоответствия ожиданий, либо от претензий, которые возникают в течение смены. Чаты работают над прозрачностью, которой не хватает родителям, памятки работают над осознанностью самих родителей, вебинары и лектории работают над осведомленностью.

«Важно, что мы дисциплинируем родителей с юридической точки зрения — родители перед сменой подписывают правила поведения, за нарушение которых ребенка могут отчислить из лагеря. Вообще, просветительская работа перед приездом детей в лагерь помогает снизить конфликты».

Конфликт: как остановить?

«Каждый ребенок хочет, чтобы с ним говорили не как с ребенком, а как со взрослым. Нужно определить, по аналогии с философской теорией общественного договора, что же считается конфликтом, в каких случаях надо обратиться к учителю, в какой ситуации обратиться к родителям. Был, например, такой эксперимент: класс сам придумывал правила, с которыми комфортно, и каждый ученик следил за их исполнением».

В конфликте есть отрицательные и положительные функции. Положительный момент — возможность выплеснуть свои эмоции, в том числе на других людей. А еще есть защитный механизм — когда психика испытывает негативное воздействие, то хочется защититься, а защищая себя, мы можем переключиться на других людей, например, на тех, кто защититься не может.

«Деструктивные конфликты „ребенок — учитель — родитель“ объединяет то, что ребенок отсутствует как субъект в самом конфликте. Взрослые прикрываются ребенком для того чтобы решить свои проблемы. И тут важна осознанность — нам нужно отдавать себе отчет, ради кого мы все это делаем (ради ребенка, конечно)».

Школы, как это ни печально, сегодня воспринимаются многими родителями и учениками как элемент сферы услуг. И не у каждой школы есть ресурсы, чтобы защититься от этого — в том числе, юридически.

Один из самых актуальных вопросов — как решать проблемы, если родители не удовлетворены оценками ребенка. В соответствии с законодательством, вопросы текущего контроля и результатов аттестации рассматриваются специальной комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

«Школа должна созвать комиссию для урегулирования разногласий между участниками. Помимо этого, у школы должны быть специализированные локальные нормативные документы — например, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. В них могут быть закреплены нормы профессиональной этики педагогических работников. Еще необходимо письменное заявление родителя и письменное объяснение учителя. И на основании всего этого формируется протокол и решение комиссии, которое является обязательным для всех участников».

Отстранение учителя от работы на основании жалобы родителя ни в коем случае не допускается. Но если жалоба признана обоснованной, то работодатель, то есть, образовательная организация, может применить к учителю меры дисциплинарного воздействия.

Важно помнить, что правильно оформленные документы позволяют защитить позицию школы и не доводить конфликт до других инстанций. А если родители ущемляют права педагогических работников и порочат деловую репутацию школы, то это уже является основанием для гражданско-правовой ответственности.

Что делать, если ученик снимает педагога на телефон и выкладывает в сеть?

«Обнародование и дальнейшее использование изображения любого гражданина, и преподавателя в том числе, является прямым нарушением законодательства. Если видео появляется в интернете без согласия учителя, то он вправе требовать удалить контент и пресечь дальнейшее распространение. Это часть 3 статьи 152.1».

Ученик может быть привлечен к административной ответственности, если ему есть 16. Если 16 еще не исполнилось, ответственность за него несут родители. Кстати, учитель вправе обратиться в суд с иском — с требованием компенсации морального вреда.

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль