Игры для детского сада: учимся дружить и помогать

Простые игры, развивающие дружбу и уважение. А ещё — 15 полезных карточек для скачивания.

Игры для детского сада на развитие дружбы и взаимопомощи — эффективный инструмент социального воспитания дошкольников. В возрасте 4-7 лет дети активно учатся общаться, но не всем детям легко находить друзей, делиться игрушками или поддерживать расстроенных сверстников.

Психологические игры для дошкольников помогут воспитателям и родителям в игровой форме развивать у детей эмоциональный интеллект, навыки сотрудничества и эмпатию.

Подготовили 10 проверенных развивающих игр для детей 4-7 лет, которые не требуют дополнительного оборудования и подходят как для занятий в ДОУ, так и для домашней работы. Эти упражнения научат малышей доверию, взаимопониманию и командной работе.

Превратите каждый день в детском саду в маленький праздник дружбы! В статье найдёте 15 волшебных карточек для скачивания с совершенно новыми играми (бонус к описанным в статье), которые помогут любой группе детей стать настоящей командой. Все игры занимают 5-8 минут.

Волшебник

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребёнком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».

Вставай, я смотрю на тебя!

Главная цель — развить взаимопонимание между детьми. 

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперёд, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других. 

Природа грустит

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать. 

Ход игры.

Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают?
Дети: да, иногда!
Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то её обидит? 
Дети: наверное!
Воспитатель: вот осенью идёт дождик, это природу кто-то обидел?

Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как её могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно. 

Добрый волшебный зверь

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе. 

Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое. 

Злая лапка

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта. 

Ход игры.

Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось её перевоспитать. Давайте попробуем и мы!

Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.

По команде ведущего все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

Рекомендуем

Обиженный зайчик

Главная цель — развить умение сочувствовать и любить окружающих.

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. 

Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть. 

Маленький круг — большой круг

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать. 

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый весёлый (смеёмся). Главное научиться делать всё это вместе и сохранять круг целым. 

Волшебные пузыри

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать её по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть.

Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

Пересядь, если ты...

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи.  Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить. 

Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто... любит шоколад!

Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места. 

Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д. 

После нескольких этапов детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

Смешное пианино

Главная цель — развить умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль.

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а.

Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребёнка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать. 

При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.

В копилку педагогических идей: скачайте готовый набор карточек с играми.

Бонус: 15 дополнительных игр для развития дружбы и навыков общения

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Готовые карточки с играми в PDF

    Формат .PDF

    852.6 Кб

    Скачать
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Внеурочная деятельность,Детские сады,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль