Как улучшить речь за 10 минут в день
- Внеурочная деятельность
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование
- Дошкольное образование
- 5 лет
- 6 лет
- 7 лет
- 8 лет
- Для родителей
- 06 мая 2024
- 5 мин
30 скороговорок для развития речи
Скороговорки разного уровня сложности для развития речи и дикции у детей.

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. 
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
Забирайте пошаговую методику разучивания скороговорок →
Рекомендуем
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки?
- тренируют речевой аппарат, 
- развивают фонематическую и артикуляционную память, 
- обогащают словарный запас, 
- ставят речевое дыхание, 
- помогают сделать речь интонационно грамотной, 
- подготавливают к формированию письменной речи. 
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
- Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух. 
- Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное? 
- Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку. 
- Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании. 
- Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно. 
- Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее? 
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
- От топота копыт пыль по полю летит. 
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 
- Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи! 
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат. 
- Хвалю халву. 
- У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи. 
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. 
- Рододендроны из дендрария даны родителями. 
- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. 
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. 
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 
- Около кола колокола, около ворот коловорот. 
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. 
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали. 
- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои». 
- Король-орёл. 
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 
- Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб! 
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. 
- Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. 
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши! 
- Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 
- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили! 
- Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала. 
- Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап! 
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
Скачайте таблицу отработки звуков и дополнительные скороговорки, которых нет в статье →
- Таблица отработки звуков 
- Дополнительные скороговорки 

Анна Калинина-Артёмова
Понравился материал? Расскажите другим