
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Что есть современный учебник, сколько официальных учебников должно быть? Выделили главные компоненты учебника, отвечающего требованиям нашего времени.
Многие люди в наши дни оглядываются на советскую модель учебника. Она действительно была эффективной — однако для своего времени. Хороший учебник удобен не только учителю, но и ученику, а портрет школьника за последнее время изменился. Психологи говорят о формировании нового типа восприятия — аудиовизуального. Кроме того, изменились источники информации. Главенствующую роль занял интернет, ставший устно-письменным источником. Современные дети понимают, что получить нужные данные они могут не только через учителя, учебник и дополнительные издания в библиотеке, но и через цифровые устройства, причем в удобной форме и в любом объеме. Поэтому неотъемлемые качества новых учебных изданий, интересных и полезных школьнику, — яркость, насыщенность материалом, и самое главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентация на повышенную продуктивность.
У педагога должен быть выбор изданий, методик. Когда нет широкого выбора, существует риск потерять перспективу развития. При этом, как утверждают эксперты, важна умеренность: когда вариантов слишком много, учителя могут теряться в многообразии учебников, растрачивать драгоценное время на их изучение.

Разноуровневые задания. Этот компонент позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут (реализовать дифференцированное обучение) и провести ученика по лестнице достижений.
Аудирование. Компонент, пришедший из методик преподавания иностранных языков, очень важный для развития речи. Речь можно выстроить только на образцах. При аудировании школьник учится слушать и слышать, изучает интонационный рисунок. Современные комплекты содержат необходимые для аудирования аудиофайлы в электронных формах учебников.
Развитие устной коммуникации. Компонент как продолжение аудирования. Обеспечивает организацию на уроке ситуаций общения, выразительного чтения, подготовку к итоговому собеседованию. Используя материалы учебника, школьники работают в группах и парах, отрабатывают навыки публичного выступления, рассуждают о прочитанном.
Подготовка к итоговой аттестации. Превосходно, когда в учебнике представлен весь материал, необходимый для подготовки к экзаменам, и учителю не нужно искать дополнительные пособия. Через систему специальных заданий, тематические блоки, школьник знакомится с материалом, нужным для аттестации, без отрыва от общего изучения предмета.
Творческие задания и проекты. Ученик получает актуальные темы и формулировки для увлекательной учебно-познавательной деятельности. Компонент включает в себя как профильные задания (например, изучение звукописи), так и проекты, направленные на личностные и метапредметные результаты («Проведи день без компьютера, напиши об этом рассказ»).
На основе статьи «Школьный учебник нового поколения — каким он должен быть?» Олега Кабардина (Институт научной и педагогической информации РАО) обозначим 4 типа современного учебника по русскому языку.
Учебник-букварь. Ориентирован на самостоятельную работу с книгой, самомотивацию ученика.
Учебник для работы с учителем. Предусматривает отказ от множества самостоятельных и контрольных работ. Формирование компетенций происходит через учебный процесс.
Учебник-энциклопедия. Раскрывает широкие возможности для демонстрации и объяснения новых фактов и явлений.
Учебник-индивидуальный навигатор. Содержит небольшой объем материала, акцент делается на углубленном изучении наиболее важных тем, проектной работе.

Корпорация «Российский учебник» нацелена на то, чтобы в рамках одного предмета предоставить учителям широкий выбор линий с разными образовательными результатами и методическими преференциями. При этом все наши учебники по русскому языку входят в Федеральный перечень и, конечно, соответствуют ФГОС.
Базовый и продвинутый уровни изучения (ближе к традиционным курсам):
УМК «Русский язык» М.М. Разумовской для 5-9 классов
УМК «Русский язык» В.В. Бабайцевой для 5-9 классов
УМК «Русский язык» Т.М. Пахновой для 10-11 классов
Продвинутый и углубленный уровни изучения (с введением инновационных методов)
УМК «Русский язык» (углуб.) В.В. Бабайцевой для 5-9 классов
УМК «Русский язык» (углуб.) В.В. Бабайцевой для 10-11 классов
Углубленный уровень изучения (с инновационными учебными разработками)


Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим