
Ольга Иванова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Затянувшееся привыкание к школе ‒ не лень и не каприз. Разбираемся, где искать корни проблемы и как помочь первокласснику.
Готовность к школе у всех детей разная. Кто-то созревает в 6 лет, а кому-то лучше пойти в первый класс в 8. Ребёнок считается готовым, если:
обладает желанием учиться и выполнять новые обязанности;
интеллектуально и физически готов к нагрузкам;
умеет общаться со сверстниками и взрослыми.
Готовые к школе дети обычно привыкают к новым условиям за один-два месяца.
Ребёнок с интересом ходит в школу, правила для него понятны. Он легко учится, глубоко понимает материал, делает задания без напоминаний, сам проявляет инициативу. В классе занимает в группе позицию признанного, уважаемого сверстника.
Ребёнку в школе комфортно, негатива нет. Со стандартными заданиями справляется хорошо, но нуждается в контроле. Без напоминаний может отвлекаться и делать ошибки. Интерес к учёбе проявляет выборочно. Круг общения в классе формируется быстро.
Это состояние, когда школа становится проблемой. Ребёнок может часто жаловаться на плохое самочувствие, хотя на самом деле причина в стрессе. Наблюдается подавленность или вспышки гнева, нарушение дисциплины. Материал усваивается фрагментами, нет интереса к учёбе. Требуется постоянная поддержка и контроль. В коллективе ребёнок остаётся одиноким, не может выстроить отношения.
Бить тревогу стоит, если вы продолжаете замечать у ребёнка:
постоянное нежелание идти в школу, переходящее в утренние истерики;
реальные болезни на нервной почве: тошнота, головные боли, температура.
подавленность, потеря интереса к любимым занятиям;
нежелание делиться подробностями школьного дня;
регресс: ребёнок ведёт себя как малыш (сосёт палец, постоянно требует маму);
проблемы со сном или аппетитом;
появление нервных привычек: тики, навязчивые движения, заикание.
Это признаки того, что ребёнок исчерпал свои силы и не справляется. Задача родителей ‒ не заставлять его «терпеть», а стать источником поддержки.
Проблему обычно ищут в одной из трёх сфер.
Справляется ли ребёнок с объёмом заданий? Понимает ли, что от него требуют? Тратит ли на уроки несоразмерно много времени?
Возможные причины: недостаточная усидчивость, низкая работоспособность, пробелы в подготовке, завышенные ожидания родителей.
Школа для первоклассника ‒ непрерывное напряжение всех систем организма.
Что проверить: достаточно ли ребёнок спит (норма 10–11 часов)? Бывает ли на свежем воздухе (1,5–2 часа в день)? Есть ли у него время на свободные игры? Не перегружен ли он кружками?
Возможные причины: хроническая усталость, нехватка времени на отдых, особенности темперамента.
Если в школе небезопасно, учёба становится невозможной.
Что проверить: есть ли у ребёнка друзья в классе? Как он общается? Не возникает ли конфликтов? Какую роль играет учитель?
Возможные причины: конфликт с учителем или одноклассниками, буллинг, неумение общаться.
Роль родителей ‒ быть не контролёрами, а поддержкой и опорой.
Отмените все дополнительные кружки. Оставьте только то, что действительно расслабляет и приносит радость (например, плавание, творческая студия, если это в радость). Сейчас школа ‒ главная задача.
Соблюдайте режим сна и бодрствования. За час до сна исключите гаджеты, лучше почитайте книгу.
Сохраните прогулки и игры: физическая активность и свободные игры снимают стресс.
Вместо вопроса «Что получил?» спрашивайте: «Что было интересного? С кем играл?». Признавайте его чувства: «Я вижу, ты расстроен. Школа ‒ это правда непросто. Я с тобой».
Не с жалобами, а с вопросом: «Я вижу, что ребёнок устаёт. Подскажите, как он ведёт себя на уроках? Как нам вместе ему помочь?»
Если своими силами справиться не получается в течение 2-3 недель, обратитесь к психологу, неврологу, возможно — к нейропсихологу.
По закону «Об образовании в Российской Федерации» в первый класс принимают детей с 6,5 до 8 лет. Иногда лучше забрать ребёнка из школы и дать ему ещё год на подготовку. «Дозреть» в комфортном темпе ‒ не потеря времени, а инвестиция в его будущее. Это сохранит психическое здоровье и даст основу для искренней любви к учёбе.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Понравился материал? Расскажите другим