Первый раз в первый класс: что делать, если адаптация затянулась

Затянувшееся привыкание к школе ‒ не лень и не каприз. Разбираемся, где искать корни проблемы и как помочь первокласснику.

Основное изображение

Старт в школе: а готов ли ребёнок?

Готовность к школе у всех детей разная. Кто-то созревает в 6 лет, а кому-то лучше пойти в первый класс в 8. Ребёнок считается готовым, если:

  • обладает желанием учиться и выполнять новые обязанности;

  • интеллектуально и физически готов к нагрузкам;

  • умеет общаться со сверстниками и взрослыми.

Готовые к школе дети обычно привыкают к новым условиям за один-два месяца.

Три уровня адаптации к школе

Успешная адаптация (высокий уровень)

Ребёнок с интересом ходит в школу, правила для него понятны. Он легко учится, глубоко понимает материал, делает задания без напоминаний, сам проявляет инициативу. В классе занимает в группе позицию признанного, уважаемого сверстника.

Стабильная адаптация (средний уровень)

Ребёнку в школе комфортно, негатива нет. Со стандартными заданиями справляется хорошо, но нуждается в контроле. Без напоминаний может отвлекаться и делать ошибки. Интерес к учёбе проявляет выборочно. Круг общения в классе формируется быстро.

Дезадаптация (низкий уровень)

Это состояние, когда школа становится проблемой. Ребёнок может часто жаловаться на плохое самочувствие, хотя на самом деле причина в стрессе. Наблюдается подавленность или вспышки гнева, нарушение дисциплины. Материал усваивается фрагментами, нет интереса к учёбе. Требуется постоянная поддержка и контроль. В коллективе ребёнок остаётся одиноким, не может выстроить отношения.

Как избежать школьной неуспешности, или Держим курс на удачуМ. С. Староверова, М. Е. Баулина
Книга для родителей, которые хотят научиться правильно взаимодействовать с детьми и не превращать школьную неуспеваемость в повод для взаимных обвинений и обид.

Когда начинать волноваться?

Бить тревогу стоит, если вы продолжаете замечать у ребёнка:

  • постоянное нежелание идти в школу, переходящее в утренние истерики;

  • реальные болезни на нервной почве: тошнота, головные боли, температура.

  • подавленность, потеря интереса к любимым занятиям;

  • нежелание делиться подробностями школьного дня;

  • регресс: ребёнок ведёт себя как малыш (сосёт палец, постоянно требует маму);

  • проблемы со сном или аппетитом;

  • появление нервных привычек: тики, навязчивые движения, заикание.

Это признаки того, что ребёнок исчерпал свои силы и не справляется. Задача родителей ‒ не заставлять его «терпеть», а стать источником поддержки.

В чём может быть причина?

Проблему обычно ищут в одной из трёх сфер.

Интеллектуальная (нагрузки)

Справляется ли ребёнок с объёмом заданий? Понимает ли, что от него требуют? Тратит ли на уроки несоразмерно много времени?

Возможные причины: недостаточная усидчивость, низкая работоспособность, пробелы в подготовке, завышенные ожидания родителей.

Эмоционально-физиологическая (ресурсы)

Школа для первоклассника ‒ непрерывное напряжение всех систем организма.

Что проверить: достаточно ли ребёнок спит (норма 10–11 часов)? Бывает ли на свежем воздухе (1,5–2 часа в день)? Есть ли у него время на свободные игры? Не перегружен ли он кружками?

Возможные причины: хроническая усталость, нехватка времени на отдых, особенности темперамента.

Социальная (отношения)

Если в школе небезопасно, учёба становится невозможной.

Что проверить: есть ли у ребёнка друзья в классе? Как он общается? Не возникает ли конфликтов? Какую роль играет учитель?

Возможные причины: конфликт с учителем или одноклассниками, буллинг, неумение общаться.

Важно не заставить учиться, а вернуть ребёнку чувство безопасности и веру в свои силы. Спокойствие, благоразумие и поддержка родителей ‒ лучший рецепт для успешного старта в школьной жизни.

Как помочь первокласснику?

Роль родителей ‒ быть не контролёрами, а поддержкой и опорой.

Снизьте нагрузку

Отмените все дополнительные кружки. Оставьте только то, что действительно расслабляет и приносит радость (например, плавание, творческая студия, если это в радость). Сейчас школа ‒ главная задача.

Восстановите ресурсы

Соблюдайте режим сна и бодрствования. За час до сна исключите гаджеты, лучше почитайте книгу.

Сохраните прогулки и игры: физическая активность и свободные игры снимают стресс.

Будьте «контейнером» для эмоций

Вместо вопроса «Что получил?» спрашивайте: «Что было интересного? С кем играл?». Признавайте его чувства: «Я вижу, ты расстроен. Школа ‒ это правда непросто. Я с тобой».

Станьте союзником учителя

Не с жалобами, а с вопросом: «Я вижу, что ребёнок устаёт. Подскажите, как он ведёт себя на уроках? Как нам вместе ему помочь?»

Обратитесь к специалисту

Если своими силами справиться не получается в течение 2-3 недель, обратитесь к психологу, неврологу, возможно — к нейропсихологу.

По закону «Об образовании в Российской Федерации» в первый класс принимают детей с 6,5 до 8 лет. Иногда лучше забрать ребёнка из школы и дать ему ещё год на подготовку. «Дозреть» в комфортном темпе ‒ не потеря времени, а инвестиция в его будущее. Это сохранит психическое здоровье и даст основу для искренней любви к учёбе.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Ольга Иванова

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль