20 ноября 2020, 20:48
3639
15 мин

Адаптация учебных и контрольно-измерительных материалов для детей с РАС

Расскажем об особенностях проведения контрольно-измерительных мероприятий и о том, как адаптировать образовательную среду для ребят с РАС.

Адаптация учебных и контрольно-измерительных материалов для детей с РАС

Не так страшна контрольная, как ее малюют

К контрольным, самостоятельным и проверочным работам нужно относиться не как к чему-то сверхзначимому, а как к текущей рутинной работе, в которую вне зависимости от образовательного уровня нужно вводить ученика с РАС. Ведь на школьном уровне это всего лишь проверка, а во взрослом возрасте есть некая отчетность, когда нужно продемонстрировать результаты своей деятельности.

«Изменение фокуса внимания дает ресурс для более эффективной работы с любой задачей».

Уровни адаптивных образовательных программ для детей с РАС

Структура АООП 8.1 — для детей с сохранным интеллектом. АООП 8.1 — это цензовый уровень, который означает, что по итогам ступени образования ребенок должен овладеть уровнем компетенций, близким к сверстникам. Предполагается оценка предметных, метапредметных и личностных результатов. Кроме того, предполагается оценка результатов освоения не только предметной области, но и программы коррекционной работы. Также производится промежуточная и итоговая оценка.

АООП 8.2 подлежит более глубокой предметной адаптации, чем 8.1, но, тем не менее, тоже является цензовой — то есть по итогу окончания начальной школы ребенок должен овладеть уровнем, близким к сверстникам того же возраста.

На этом уровне осуществляется пролонгированное обучение, которое может достигать 5 или 6 лет — все зависит еще и от того, посещал ли ребенок детский сад.

Здесь возможна дифференцированная оценка предметных, метапредметных и личностных результатов. Это значит, что каждый из навыков можно разбивать на более мелкие и оценивать изолированно друг от друга.

Обязательно прописываются личностные результаты, которые должны быть оценены. Решение должно быть принято психолого-педагогической комиссией, которая будет использовать специально разработанные диагностики. Надо сказать, что именно от качественно проведенной диагностики напрямую зависит составление индивидуального маршрута обучения и всех контрольно-измерительных материалов.

Для того чтобы проводить оценку метапредметных навыков, нужно собирать данные по развитию и формированию универсальных учебных действий (можно использовать и специальные диагностики для каждого УУД в отдельности, собирая данные изолированно).

Оценивание по предметным навыкам (и это касается всех детей) стоит начать со второго полугодия второго года обучения. Но если мы говорим про учеников пролонгированного образования на ступени 8.2, то их оценивание может не прийтись на 2 класс. В таком случае нужно в АООП школы прописывать, что рекомендовано проводить оценивание со второго полугодия именно 2 класса. Тогда ребенок живет в безоценочной ситуации 1 дополнительный и 1 основной классы, и только со второго полугодия 2 класса он будет оценен как сверстники. Но это, конечно, не означает, что все предыдущие годы данные по диагностике не должны собираться.

Как и в программе 8.1, мы оцениваем результаты не только по предметным областям, но и по коррекционной работе. Это, кстати, происходит во всех адаптированных программах — независимо от уровня.

КИМ могут быть как разработанными специально, с учетом особенностей образовательных потребностей ребенка, так и адаптированными.

Критерии оценки

По поводу критериев оценивания ведется множество споров: этот вопрос постоянно поднимается в родительских и учительских сообществах. Нет никаких нормативно-правовых документов, регламентирующих критериальное оценивание по адаптивным программам обучения.

Но все-таки нужно помнить, что учреждения, которые реализуют эти программы, должны иметь документ по АООП (даже если в школе есть всего один ребенок, который обучается по этой программе). И в блоке критериального оценивания должны быть прописаны нюансы, которые необходимо реализовывать для этого уровня образования.

Помимо этого в школе должно существовать положение об оценивании. Оно может быть общим или отдельным — по АООП.

Но это может быть не все. Если у ребенка есть какие-то нюансы, например, сочетанные нарушения, стойкие непреодолимые нарушения в рамках основной нозологии, то в индивидуальный образовательный маршрут могут быть внесены коррективы с точки зрения критериев оценивания и адаптации КИМ.

О гиперпомощи

Стоит ли прописывать в АООП или ИОМ все виды адаптации сразу, так сказать, на будущее? Вовсе нет. И даже наоборот. Нужно быть очень осторожными, чтобы избежать гиперпомощи.

«Важно помнить, что основная наша миссия — сделать ученика с особыми возможностями здоровья максимально самостоятельным во всех областях жизни, в том числе и в учебе».

К прописыванию в индивидуальной программе обучения видов адаптации нужно подходить очень осторожно и ответственно. Делать это должен специалист, который хорошо знает ребенка.

В конце концов, адаптированная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут — документы мобильные — в них можно вносить коррективы, если это необходимо.

Визуальные знаки

Если в процессе обучения ребенка мы используем значки, символы, пиктограммы, это не значит, что ребенок сразу будет их понимать. Любую визуальную опору, прежде чем ее использовать, нужно расшифровать для ребенка. Даже взрослые образованные люди далеко не всегда понимают, что означают те или иные специальные картинки.

Рассмотрим несколько принципиальных приемов, которые можно использовать для адаптации обычного учебного материала и КИМ. Важно понимать: все то, что мы можем использовать в процессе обучения, можно применять и во время проведения самостоятельных, проверочных и контрольных. Но, конечно, это должно быть отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка.

Алгоритмы и иллюстрированные тексты

Иллюстрированный текст не обязательно должен быть сказкой или параграфом по окружающему миру. В любой предметной области мы можем давать к тексту картинки. Например, в математике. Алгоритмизация тоже не связана ни с какой предметной областью. Зашивать алгоритм возможно в любые типы заданий и в любую структуру урока.

И еще один нюанс. Если ребенок не владеет навыком выполнения тестов, этому навыку его нужно обучать изолированно, на простом и доступном материале.

Карточки-памятки

Пример из программы «Перспектива» для 2 класса. Это визуальная опора о видах произведений.

Такая форма — карточка-памятка — может быть использована не только для чтения, но и для любой предметной области. И, конечно, эти карточки могут быть использованы с разными целями. Они могут накопиться у ребенка как некий банк опор. Если школьнику разрешается пользоваться карточками на контрольных и самостоятельных, то важно не забывать фиксировать это в индивидуальном образовательном маршруте.

Схемы

В примере представлена задача, в которой используется множество разных способов адаптации. Алгоритм немного изменился по сравнению с предыдущей задачей про Петю и книги. Здесь появился пункт «запиши решение» — потому что у ребенка уже должно быть сформировано это умение. Здесь приведены три схемы решения, из которых ученик может выбрать одну. Позже ему на выбор будет даваться еще большее количество схем — 6, 9 и т.д.

Опорные символы

Опорные символы — это различные значки, которые призваны облегчить понимание текстового задания. И если в течение всего учебного времени дети будут выполнять задания с использованием опорных символов, то и на контрольной они будут понимать, в чем состоит суть задания.

Повторимся: прежде чем использовать символы, ребенка нужно обучать понимать эти символы.

Образец

Благодаря образцу дети могут справиться со сложной инструкцией, которая может быть недоступна им в текстовом виде.

Опорные инструменты

Нумикон, тренажер для письма, угольник, математический куб, счетные палочки и другие опорные инструменты допускается использовать на уроках и в процессе различных контрольно-измерительных мероприятий. Важно, опять же, прописать соответствующие пункты в индивидуальном маршруте ребенка.

«Ребенку нужно позволять использовать разнообразные инструменты на уроках. Иначе у него произойдет четкая сцепка: „это приспособление можно использовать только для задания этого типа“».

А иногда простую математическую задачу про какую-нибудь 6-рожковую люстру стоит переделать под интересы ребенка. Например, если он любит динозавров, мотивации решить задание с участием этих животных у ребенка будет намного больше.

Вспомогательные технические средства

Таймеры, приспособления для расположения за партой, приспособления для письма, одноногие табуретки, смартстул, фитбол вместо стула, резинка, которая крепится на парту, чтобы гиперактивный ребенок мог расходовать энергию в течение урока — все эти дополнительные устройства помогают детям с бОльшим комфортом находиться на уроках.

Мотивационные условия

В мотивационных условиях возрастает интерес к положительному подкреплению. И, соответственно, в этих условиях ребенок с бОльшим интересом выполняет какие-то задачи. Для детей с РАС мотивация — фактор специфический. И часто требуются дополнительные стимулы, чтобы привлечь ребенка к сотрудничеству и сподвигнуть к выполнению заданий. Контрольно-измерительные мероприятия — тоже не исключение из правил. Возможно, именно на них мотивационное подкрепление должно быть еще более сильным, чем на обычных уроках.

Еще важны располагающая к работе обстановка (тишина, пролонгированное время контрольной, индивидуальный формат) и учет индивидуальных особенностей и потребностей детей.

«Если ребенок привык учиться в шумном классе, а на контрольной он будет работать в изолированном помещении в тишине, у него, скорее всего, наступит фрустрация. Не меняйте привычную для ребенка обстановку на контрольной работе — даже если вам кажется, что для него так будет лучше».

Дети не готовы работать за спасибо. Социальная мотивация чаще всего не играет такой роли, как нам бы хотелось. Поэтому нужно использовать обусловленное подкрепление — например, жетонную систему. Ребенок должен понимать, что собрав 10 жетонов, он что-то получит: приз, досуговую деятельность или что-то еще, что ему интересно.

В системе прямого подкрепления ребенок готов работать за какой-то приз, который выдается сразу. Например, это могут быть какие-то миниатюрные коллекционные игрушки.

А вот использование отсроченного подкрепления подходит не для всех детей. Такой формат подкрепления означает, что призы выдаются только в конце урока, а может быть, даже в конце дня или недели. Правила получения отсроченных призов позволяет регулировать поведенческий контракт.

Эксклюзивные призы — еще один вариант подкрепления. Это некий суперприз для ребенка — что-то особенное, что будет ему очень интересно.

И еще, конечно, режим подкрепления можно варьировать. Но помните: все эти положения должны быть внесены в индивидуальный образовательный маршрут.

Обусловливание

Обусловливание — это создание ассоциативных связей между нейтральным стимулом и приятным стимулом. Каждый из нас складывает определенное мнение обо всем, что происходит в жизни. Это и есть обусловливание — ассоциация чего-то с чем-то. Поэтому наша задача — создать такие условия на контрольной работе, чтобы у детей не возникало страха.

«К сожалению, очень часто учителя начинают за несколько недель до контрольной работы нагнетать обстановку: предстоит страшно важное и ответственное мероприятие, и если что-то пойдет не так, то будет очень плохо. В итоге в стрессе и дети, и родители. А значит, каждый ученик пойдет на контрольную в угнетенном состоянии. Но в наших силах создать прочные благополучные ассоциативные связи».

Учет сенсорных особенностей ребенка

Очень часто у детей с РАС в связи с синхронией развития наблюдается гипо- и гиперчувствительность по разным модальностям. Поэтому нужно заранее понимать, в какой сенсорной обстановке ребенку находиться комфортно.

«Если мы не можем специально подготовить и изменить среду, то нужно использовать стратегии десенсибилизации и медленно планомерно приближать ребенка к тем условиям, в которых он привык находиться».

И снова: любые нюансы нужно обязательно указывать в индивидуальном образовательном маршруте ребенка. Иначе будет невозможно использовать необходимые инструменты (наушники для шумоподавления, например) на контрольно-измерительных мероприятиях.

Метапредметные навыки. Возможность снижения двойных требований

Если мы проводим, например, тестирование по чтению, то можно на одном материале проверять технику чтения, а на другом — уровень понимания. И нужно понимать, что с точки зрения РАС это может проявляться по-разному.

Регламент сроков подачи КИМ

Важный момент, который касается КИМ. Так как мы говорим о тех контрольно-измерительных материалах, которые требуют адаптации, то необходимо согласовывать со специалистами сроки подачи этих документов. Помните, что у логопедов и психологов должно быть время, для того чтобы адаптировать программу.

Необходима связь специалистов ресурсного класса и учителей регулярных классов. А также включение административного звена, и, возможно, зафиксированный регламент подачи КИМов на адаптацию.


photo
Кулешова Ирина Игоревна

Дефектолог, магистр специального образования, дефектолог, куратор ресурсных классов, волонтер РОО помощи детям с РАС «Контакт»

photo
Богорад Полина Львовна

Учитель-дефектолог ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом МГППУ, куратор ресурсных классов, волонтёр РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль