Китайский язык: работа с компонентами УМК на начальном этапе обучения

Проведем анализ УМК по китайскому языку и рассмотрим (с примерами), какие упражнения помогают усвоить сложный материал.

УМК «Китайский язык»

Многие школьники изучают китайский как второй иностранный язык. Современные методики обучения выстроены так, чтобы лексика и грамматика китайского языка были успешно усвоены учеником даже при небольшом количестве учебных часов в неделю.

Компоненты УМК: учебники, рабочие тетради, прописи, аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям (5-6 классы), книга для учителя (5 класс), ЭФУ (5 класс). Упражнения в рабочих тетрадях разработаны с учетом заданий YCT, ЕГЭ и ВОШ. В книге для учителя можно найти требования ФГОС к результатам освоения курса, способы оценки планируемых результатов, тематическое и поурочное планирование, материалы для дополнительных заданий и проектной деятельности, ключи к упражнениям, варианты обучающих игр, список выражений классного обихода.

Китайский язык. Второй иностранный язык. Рабочая тетрадь. 5 класс.Сизова А.А., Чэнь Фу, Чжу Чжипини др
Линия УМК «Время учить китайский!» (5-9) Пособие разработано совместно с китайским издательством «People’s Education Press» (Китайская народная республика) при участии иностранных консультантов и российских специалистов-практиков с многолетним опытом. Оно предназначено для обучающихся общеобразовательных организаций, начинающих изучать китайский язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса, а также для всех интересующихся китайским языком. Пособие включает лексические и грамматические упражнения для закрепления изученного языкового материала, а также задания для совершенствования всех видов речевой деятельности. Она содержит разнообразные упражнения, в том числе занимательного и игрового характера, которые помогут детям на начальном этапе изучения китайского языка. Особое внимание уделяется развитию умений письменной речи.

Аудирование

Аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, включающий восприятие языковой информации, понимание формы и содержания высказывания, активную переработку информации. Это одна из основ современных методик преподавания китайского языка.

Этапы работы по аудированию:

  1. Обучение фонетике: различение звуков -> однослогов -> многослогов -> тонов -> слов -> словосочетаний  -> фраз -> микродиалогов из отдельных фраз -> развернутых диалогов.

  2. Работа с учебными текстами.

  3. Работа с фильмами и звукозаписями передач.

Обучение идет от простого к сложному. Вначале ученики соотносят слова с русским переводом, значением, затем — с иероглифической записью.

Задания:

  • Вставь пропущенные инициали.

  • Вставь прощенные финали.

  • Проставь тоны.

  • Диктант: вставь инициали, финали и тоны.

  • Художественный диктант.

  • Выбери изображения в соответствии с услышанным.

  • Пронумеруй рисунки в порядке услышанного.

  • Отметь правильный и неправильный переводы.

  • Отметь правильные и неправильные ответы в иероглифике.

Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Рабочая тетрадь с контрольными работами и аудиоприложением Рукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Холкина Л.С., Ли Тао
Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по китайскому языку (второму иностранному языку) для 5 класса и дополняет учебник системой заданий, обеспечивающих комплексное развитие умений и навыков в аудировании, говорении, чтении и письме. Каждый раздел рабочей тетради соотнесён с соответствующим разделом учебника и включает задания, позволяющие закрепить и систематизировать учебный материал. Упражнения направлены на развитие у учащихся творческого и логического мышления и сопровождаются большим количеством иллюстраций.

Иероглифика

Иероглифика в УМК для 5 класса вводится с опозданием. Вначале дети работают с пиньинь (система романизации для китайского языка). Многие задания на раннем этапе обучения выполнятся с использованием и иероглифов, и пиньинь.

Этапы введения иероглифики:

  1. Что такое иероглиф, из чего он состоит.

  2. Основные правила каллиграфии.

  3. Эволюция иероглифов.

  4. Структура иероглифов.

  5. Задания с простейшими графемами и базовыми иероглифами.

Ученик переходит от умения «опознавать» иероглифический знак к пониманию его структуры, а затем непосредственно к письму. Упражнения в рабочей тетради направлены на то, чтобы сформировать в сознании ученика устойчивую связь между графическим образом иероглифа и его чтением, значением, звучанием.

Задания:

  • Соедини иероглифы в соответствии с их значениями.

  • Соедини иероглифы с их чтениями.

  • Соедини слова с их значениями.

  • Пронумеруй иероглифы, чтобы получились фразы, записанные пиньинь.

  • Кроссворды.

  • Найди пройденные графемы в незнакомых иероглифах.

  • Составь пройденные иероглифы из данных графем.

  • Выпиши все иероглифы, включающие в себя указанную графему.

  • По подсказкам из известных графем составь еще не знакомые иероглифы.

  • Посчитай, сколько черт в каждом иероглифе.

  • Напиши первую и последнюю черту.

  • Просчитай количество черт.

  • Составь иероглиф из графем.

Китайский язык. Второй иностранный язык. Методическое пособие для учителя. 6 классСизова А. А. и др.
Книга для учителя является одним из основных компонентов учебно-методического комплекта по китайскому языку для 6 класса общеобразовательных организаций линии «Время учить китайский!», предназначенного для изучения китайского языка в качестве второго иностранного языка. Пособие соотнесено с содержанием основного компонента УМК — учебника, подготовленного в соответствии с личностными, метапредметными и предметными требованиями ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.21 г. Настоящее издание содержит методические рекомендации, примерные разработки уроков, календарно-тематическое планирование, Программу воспитания, Примерную рабочую программу основного общего образования и другие материалы в помощь учителю.

Другие учебные блоки, направленные на эффективное изучение китайского языка

Лексико-грамматические упражнения

  • Семантика, сочетаемость, порядок слов.

  • Общий и специальные вопросы.

  • Закрепление новой лексики.
  • Словообразование.

Упражнения на перевод

Развитие письменной речи

Творческие, развлекательные задания

Тесты для самопроверки

Китайский язык. 6 класс. Учебное пособиеРукодельникова М.Б., Салазанова О.А., Ли Тао
Учебное пособие является основным компонентом учебно-методического комплекта по китайскому языку (второму иностранному языку) для 6 класса общеобразовательных организаций. Учебно-методический комплект для 6 класса включает учебное пособие, рабочую тетрадь, аудиоприложения к учебному пособию и рабочей тетради, прописи и книгу для учителя.

Прописи

Школьники поэтапно знакомятся со структурой иероглифического знака: минимальные графические элементы (черты) -> минимальные значимые графические элементы -> графемы -> базовые иероглифы -> более сложные иероглифические знаки. Чтобы работа была продуктивная, не механическая, ученику следует прочитать иероглиф, перевести его и после каждого написания читать снова.

Темы для проектной деятельности в 5 классе

  • Основные сведения о китайском языке и китайской письменности.

  • Сведения о китайских фамилиях и именах.

  • Традиционная китайская семья, термины родства.

  • Лунный календарь.

  • Большие города Китая.

  • Географическое положение Китая.

  • Традиционная одежда Китая.

  • Китайский чай.

  • Великая Китайская стена.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Основное общее образование,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль