Английский в начальной школе: снимаем языковой барьер

Рассмотрим реализацию коммуникативного подхода в начальной школе на примере популярного курса FORWARD.

Особенности новых учебников по английскому языку

Учебники FORWARD остались в федеральном перечне и даже предстали в расширенной линейке — с изданиями для углубленного изучения языка в старшей школе. Создатели курса руководствовались новейшими стандартами, включающими формирование личностных и метапредметных результатов, а также дифференцированным подходом к контролю («ученик научится» — «ученик может научиться»).

На данный момент существует ряд проблем, c которыми сталкиваются учителя иностранных языков: группы переполнены, ученики приходят с разным уровнем владения языком, не всегда есть возможность в полной пере использовать ИКТ, мониторинг на начальном этапе организован неправильно или отсутствует вовсе, учебники не соответствуют способностям детей и типу школы, и, к тому же, в классах появляется все больше детей, для которых русский — не родной язык. Что делать? Влияние некоторых из этих факторов можно если не устранить, то хотя бы снизить посредством мотивации детей и использования передовых методических приемов. По мнению создателей курса FORWARD, мотивировать учеников начальных классов помогают:

  • Актуальные темы, интересные детям.

  • Организация общения детей, при котором нужно обмениваться информацией.

  • Игровые формы обучения.

  • Поощрение любознательности.

  • Формирование языковой базы, позволяющей детям коммуницировать.

  • Доступные уровни сложности.

  • Внимание к психологическим проблемам.

Английский язык. 3 класс. Часть 1Вербицкая М.В. и др.; под ред. Вербицкой М.В.
Учебник является третьим в серии «Forward», обеспечивающей преемственность изучения английского языка со 2 по 11 класс. Учебник рассчитан на обязательное изучение предмета «Иностранный язык» в 3 классе в школах, работающих по базисному учебному плану, а также в школах и классах с углубленным изучением английского языка. В комплекте с учебником предлагаются аудиоприложение к учебнику, пособие для учителя, рабочая тетрадь с аудиоприложением.

Коммуникативный подход в начальной школе

Коммуникативный подход, реализующийся в современной российской школе, отличается от методик обучения иностранным языкам в других странах. Наш лейтмотив: формирование языковой компетенции в совокупности ее составляющих, то есть с учетом речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Задания и картинки в учебниках доносят до млашеклассников, как важно знать иностранные языки. При этом воспитываются качества гражданина, патриота и в будущем дети будут знать, уважать чужие культуры и достойно представлять свою.

Проектную работу, о которой сейчас так много говорится, можно и нужно применять уже на начальных этапах обучения. Речь и идет об изготовлении карточек с транскрипцией звуков, кукол для англоязычного кукольного театра, словарей в картинках (делать их можно на уроке труда/технологии).

Составляющие коммуникативно-когнитивного подхода в начальной школе:

  • говорение, аудирование, чтение и письмо как основные формы работы;

  • ориентация на развитие мышления и качеств личности;

  • формирование желания в дальнейшем изучать иностранный язык (мотивация);

  • работа по устранению психологического барьера, который часто возникает у людей при начале использования иностранного языка в общении;

  • формирование лингвистических представлений об английском языке, соответствующих возрасту;

  • знакомство с культурой других стран: образом жизни (в особенности детей), литературой, фольклором;

  • участие в формировании метапредметных навыков.

Начало обучения чтению

Для снятия языкового барьера особое внимание нужно уделять чтению, как одному из видов мыслительной деятельности человека. Как известно, чтение развивает ребенка в двух направлениях: восприятие (техника) и осмысление (обработка прочитанного).

Острые вопросы обучения чтению на уроках английского языка

  • Как сочетаются принцип устного опережения и необходимость формирования техники чтения?

  • Какой метод обучения чтению выбрать: принцип целого слова (whole word approach), метод Phonix, традиционный метод «от буквы к звуку»?

  • Нужно ли вводить транскрипцию?

  • Как сформировать фонетические навыки при работе с большой группой детей?

  • Как соединить обучение смысловому (функциональному) чтению и формирование техники чтения?

Авторы серии FORWARD отвечают: все методы хороши, если они дают результат. Создатели курса предлагают обучать чтению от изучения транскрипций, использовать аудирование и визуальные опоры. С самого начала развиваются осмысленное чтение, языковая догадка.

Сегодня многие спорят о методах оценивания в начальной школе. Авторы курса FORWARD ориентированы на содержательное оценивание на основе планируемых результатов способом «сложения», а не «вычитания» баллов.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Английский язык,Начальное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль