Азбука для дошкольников – помогаем научиться вдумчиво читать и грамотно писать

Умение читать обещает успешность в первом классе — но только на первых порах. Все зависит от методики, по которой ребенка обучали грамоте.

Создаем базу для читательской грамотности

Согласитесь, есть некоторая разница между умением читать и умением читать вдумчиво. Так же, как между умением писать и умением грамотно писать. Мы, взрослые, ежедневно сталкиваемся с огромными объемами информации, которую приходится анализировать, классифицировать. Погружаться в содержание текстов становится все сложнее. Дети находятся в точно такой же ситуации, и в будущем инфопоток будет только расти. На фоне этого в последние годы широкое распространение получил термин «смысловое чтение». Однако чтение без осмысления — это в принципе оксюморон, так не бывает. Любое обучение чтению должно быть сопряжено с пониманием смыслов.

Многих родителей остро волнует вопрос: когда начинать обучать ребенка чтению и письму: перед школой, или же оставить это педагогам начальных классов?

Специалисты утверждают, что на вопрос нет однозначного ответа. Есть такие факторы как особенности самого ребенка и особенности группы, в которой он занимался до школы. Среди родителей бытует убеждение, что ребенок, пришедший в первый класс с умением читать, будет успешнее детей, которые читать не умеют. Безусловно, поначалу во многих аспектах ему будет легче. Ну а дальше ситуация развернется в зависимости оттого, как именно проходило дошкольное образование.

Сегодня существует множество методик раннего обучения чтению и письму. При этом некоторые из них направлены на сиюминутный результат: продемонстрировать родителям появление у ребенка требуемого навыка. Но что будет дальше? Как будет развиваться читательская и орфографическая грамотность? Требуется надежный фундамент.

«Пока не сформируем предпосылки, полноценное обучение чтению не начнется». Марина Кузнецова доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Предпосылки включают: слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственные представления, связную речь, развитую моторику, умение работать с множеством предметов и классифицировать их. На эти предпосылки и ориентировались авторы тетрадей «Азбука для дошкольников», вышедшие в популярной серии пособий «Предшкольная пора» (под ред. Н. Ф. Виноградовой). В азбуке реализована методика Лидии Журовой, основанная на методе Даниила Эльконина. Занятия по тетрадям приводят к конкретному результату – созданию предпосылок и введению в чтение.

Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет Журова Л.Е., Кузнецова М.И.
Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.

Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму

  • Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.

  • Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).

  • Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.

  • Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).

  • Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)

  • Подбирает противоположные и близкие по значению слова.

  • Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.

  • Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.

  • Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.

  • Включается в коллективную беседу, задает вопросы.

Этапы обучения грамоте по Л. Е. Журовой

Первый этап

Подготовка предпосылок и отработка умений, к которым в школе подходят лишь фрагментарно:

  • Интонационное выделение звуков в слове (дошкольники к этому очень склонны, для них это игра).

  • Подбор слова с заданным звуком.

  • Определение первого звука в слове.

  • Поиск твердых и мягких согласных в слове (без терминологии).

Примеры упражнений

Упражнение 1

Выдели звук, который часто встречается в названии этих объектов. Как ты понимаешь звук «ш»? Вспомни, что шуршит. Попробуй пошуршать. Есть ли в слове «журавль» звук «ш»? В каких еще названиях нам встречается звук «ж»?

Упражнение 2

Есть звук «з», который издает большой комар. Есть звук «зь» от маленького комара. Есть «ж» — его издает жук. Распредели объекты в воздушных шариках в зависимости от того, какой звук есть в их названиях: «з», «зь» или «ж».

Второй этап

Обучение звуковому анализу слова с использованием фишек.

Пример упражнения

  1. Что ты видишь на картинке? (Дети могут ответить «избушка», «дача»).

  2. Давай проверим, какое из этих слов подходит по звукам под количество клеток (Одновременно с произнесением слова идет продвижение указки или руки по схеме звукового состава).

  3. Какой звук в этом слове первый? (Слово произносится с интонационным выделением первого звука).

  4. Давай повторим этот звук (Звук произносится изолировано — так, как он слышится в слове).

  5. Обозначим этот звук фишкой (Фишка ставится в первую клетку).

  6. Определим следующие звуки (Аналогично проговаривается и обозначается фишкой второй звук, затем третий).

  7. Прочти слово целиком.

Третий этап

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

Пример упражнения

Разгадай кроссворд. Соедини слова с рисунками.

Четвертый этап

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Освоение механизма чтения.

Пример упражнения

Определи, на какую букву: «у» или «ю» — указывает стрелка? Какой согласный звук: твердый или мягкий — предшествует гласному?


Пятый этап

Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.

Пример упражнения

Для некоторых дошкольников звуки в слове — высочайший уровень абстракции. Таким детям нужен индивидуальный подход. На этапе введения в чтение и письмо важно не контролировать, а помочь разобраться в новых сложных знаниях.

photo
Кузнецова Марина Ивановна

д. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» РАО

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Видео,Дошкольное образование,Обучение грамоте,Предшкольная пора,Психология и педагогика,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль