
Алёна Ярошевич
пишущий редактор
Поговорим о правилах дорожного движения и расскажем, как помочь ребятам стать более бдительными на дорогах.
С января 1961 года единые Правила дорожного движения действуют на территории всей страны и касаются пешеходов, автомобилистов, велосипедистов и тех, кто катается на самокате.
Несмотря на то, что пешеход всегда прав, подавляющее большинство аварий происходит из-за ошибок и невнимательности людей, переходящих дорогу. По данным московского ГИБДД, в 2020 году 69% всех ДТП с участием пешеходов произошли оттого, что люди переходили дорогу в неположенном месте. 13% нарушителей игнорировали знаки регулирования, а 8% — внезапно появились на дороге и не смотрели по сторонам.
Давайте начистоту — когда спешим, мы перебегаем, а иногда даже проезжаем по пешеходному переходу на самокате, лонгборде, роликах или велосипеде. В голове почему-то прочно укрепилась мысль: чем быстрее смогу миновать полотно, тем скорее все это кончится. Большое заблуждение!
Вся суть кроется в словах: переход пешеходный, значит пересекать его могут те, кто передвигается пешком. Переходите дорогу только в положенном месте и только своим ходом — всегда слезайте с велосипеда или самоката.
Но не все так просто — ситуация осложняется, когда появляются дети, которые повторяют за нами, взрослыми. Школьники берут пример с нетерпеливых людей и, не дожидаясь зеленого сигнала светофора, перебегают проезжую часть, каждый раз рискуя жизнью.
Когда дороги, дворы и парковки забиты под завязку, зона видимости для всех участников дорожного движения автоматически становится «слепой»: ни автомобилист, ни пешеход даже при маленьких скоростях не успевают реагировать, потому что попросту не видят друг друга.
Дорожное движение представляет собой сложную целостную систему: человек — транспортное средство — дорога — окружающая среда. На нее влияет не только мастерство и грамотность участников движения, но и их умение взаимодействовать друг с другом. А человек, в независимости от своей роли (пассажир, водитель, пешеход), является ключевым в этой системе.
К сожалению, даже строгое соблюдение правил дорожного движения не гарантирует безопасность. Именно поэтому так важно быть бдительным, ведь быстрая реакция может спасти жизнь.
Чтобы не мучить школьников сложными словами и аббревиатурами, педагог или родитель может подавать полезный материал во время игры. Разумеется, теоретическая база необходима: ребятам все равно придется выучить дорожные знаки, сигналы регулировщика и общие правила поведения. Поэтому игры допустимо включать в программу основного урока или внеурочной деятельности как дополнение.
Понадобится игральная кость и карточки с изображениями Дорожных Знаков. Каждая цифра соответствует определенному графическому рисунку. Воспитатель перемешивает карточки и раскладывает их на столе. Малыш кидает кубик, после чего вытаскивает карту с нужным знаком и объясняет его значение. Например, двойка на кубике — «Движение пешеходов запрещено». Он представляет собой белый круг, обведенный красным, в котором человечек перечеркнут той же красной линией. В таком случае ребенок отвечает: «Если я вижу этот знак, то по участку дороги, на котором он установлен, не иду».
Принцип игры такой же, как у предыдущей. Только вместо игральной кости берутся часы, а на место цифр прикрепляются яркие Дорожные Знаки. Перемещая стрелку часов, педагог останавливается на какой-то карточке и просит объяснить ее значение, а также алгоритм поведения в этой ситуации.
Командная игра. Одному из участников группы воспитатель загадывает слово (дорожный знак, сигнал регулировщика и т.д.), а он должен растолковать его суть остальным с помощью жестов и мимики. Потом ребята все вместе закрепляют полученную информацию, хором повторяя его значение.
Даем волю воображению! В создании сценария и декораций участвуют и педагог, и родители, и дети. Разыгрываем веселую сценку: к примеру, «Как зверята ездили за город», «Незнайка в стране дорог», «Однажды мы играли во дворе» и т. д. Основная задача — в непринужденной и фантазийной форме закрепить у детей знания о правилах и знаках дорожного движения.
Для игры понадобится палочка, разрисованная в цвета жезла регулировщика, а также листы с ПДД. Учитель делит воспитанников на две группы. Каждому участнику из двух команд поочередно дается жезл, который предоставляет право высказаться: ребенок должен назвать одно из правил и не повториться. Допустим, переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора или по подземному переходу; идем мы только по тротуару, если его нет, то по левой обочине навстречу движущемуся транспорту и т. д.
Это подвижная игра, поэтому лучше ее организовать на свежем воздухе или в спортивном зале. Потребуются три продолговатые палочки зеленого, желтого и красного цветов. Старшеклассник становится перед ребятами, которые стоят на небольшом друг от друга расстоянии. Когда он поднимает зеленый жезл, дети должны сделать 2 шага вперед, желтый — стоять на месте, красный — шаг назад. Те, кто ошибся, выбывают из игры.
Для этой игры тоже нужно свободное пространство. Школьники выстраиваются рядами перед педагогом или учеником старших классов на некотором расстоянии друг от друга. Если ведущий произносит слово, относящееся к ПДД (пешеход, автомобиль, дорожный знак и т. д.), то ребенку, которому кидают мяч, следует поймать его. А слова, имеющие стороннее значение (облака, торт, компьютер), служат сигналом для пропуска мяча.
Еще один способ проверить и закрепить знания ребят — зарегистрироваться на Всероссийский урок безопасности. Присоединяйтесь к уроку «Правила дорожного движения», который пройдет 25-29 сентября.
пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим