Инструменты для профилактики травли
- Воспитательная деятельность
- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
- 10 кл.
- 11 кл.
- 16+
- 1 кл.
- 2 кл.
- 3 кл.
- 4 кл.
- 5 кл.
- 6 кл.
- 7 кл.
- 8 кл.
- 9 кл.
- 12 августа 2025
- 5 мин
Травля в школе: инструменты раннего реагирования для классного руководителя в первые недели учебного года
Предотвратить травлю проще, чем остановить уже начавшуюся.

У травли нет объективных причин. У травли есть среда, в которой она развивается.
Первого сентября все рады всем. Но уже через две-три недели в классе могут сформироваться опасные паттерны: кто-то становится изгоем, кто-то примеряет роль агрессора, большинство выбирает позицию молчаливых наблюдателей.
Статистика неумолима: четверть россиян сталкивались с травлей в школе лично, ещё 19% стали свидетелями буллинга своих детей. При этом в 70% случаев травля концентрируется в определенных школах, где ей подвергаются от 25 до 50% учеников.
Хорошая новость: буллинг не возникает внезапно. У него есть предвестники, которые можно заметить и на которые можно повлиять. Разберём конкретные инструменты, чтобы классному руководителю было проще создать безопасную атмосферу с первых дней учебного года и вовремя распознать тревожные сигналы.
Вместе с педагогами и психологами антибуллингового проекта «Каждый важен» Центра толерантности Еврейского музея поговорим о методах наблюдения за динамикой в классе, способах диагностики отношений между детьми, техниках создания доверительной атмосферы и чётких протоколах действий при первых признаках травли.
Первые дни: когда формируется иерархия
Невидимые процессы в новом коллективе
В первые недели учебного года в классе происходят скрытые, но крайне важные процессы. Дети присматриваются друг к другу, определяют «кто есть кто», формируют микрогруппы. Именно в этот период закладывается основа будущих отношений — и именно сейчас можно повлиять на то, какими они станут.
1-2 неделя: знакомство и первые впечатления
3-4 неделя: формирование групп и ролей
5-6 неделя: закрепление иерархии
Создание безопасной атмосферы с первого дня
Самопрезентация. Вместо стандартного «расскажите о себе» предложите детям рассказать о своём необычном увлечении, любимом месте в городе или смешной семейной традиции. Это помогает увидеть в каждом интересную личность, а не набор социальных маркеров.
Техника «Общие точки». В первые дни проводите упражнения на поиски сходств и различий. «Найдите трёх человек, которые так же, как вы, любят мороженое даже зимой» или «Объединитесь с теми, кто хотел бы помогать или уже помогает бездомным животным». Дети удивляются, обнаруживая общее с теми, кто казался совсем другим по внешности, национальности, привычкам, одежде, чему угодно.
Правила класса — вместе. Не объявляйте детям готовые правила, а выработайте их совместно. Спросите: «Как мы хотим общаться друг с другом, чтобы всем было комфортно?». Дети сами предложат «не обзываться», «не исключать из игр», «помогать, если трудно» или что-то ещё. Записывайте предложения, проголосуйте за топ-10 и повесьте на видном месте.

Жертвой травли может стать кто угодно
Методики наблюдения: что видеть и как фиксировать
Карта социальных связей в классе
Каждую неделю в течение месяца отмечайте:
Кто с кем сидит на переменах
Как формируются группы для групповых заданий
Кто остаётся в одиночестве
Кто берёт на себя роль лидера, а кто избегает внимания
Техника «Социометрических снимков»
Раз в две недели дайте детям простое задание: «Запишите, с кем бы вы хотели работать в паре на следующем проекте» или «Кого бы пригласили на день рождения из нашего класса». Не для публичного обсуждения, а для понимания динамики отношений.
Важное уточнение о стереотипах
Прежде чем говорить о «сигналах тревоги», важно развеять опасные мифы. Не существует определенного «типа жертвы» или «типа агрессора».
Агрессорами тоже становятся разные дети: не только «трудные подростки», но и внешне благополучные, успешные ученики. Буллинг — это про динамику в группе, а не про индивидуальные особенности.
Тем не менее, есть поведенческие изменения, которые могут сигнализировать о том, что ребёнок попал в сложную ситуацию — именно их и важно замечать.
Невербальные сигналы тревоги
У потенциальных жертв:
Сутулится, стремится стать незаметным
Избегает зрительного контакта
Нервные жесты: грызет ногти, теребит одежду
Часто опаздывает или рано уходит
Ест в одиночестве или пропускает обеды
У потенциальных агрессоров:
Демонстративное поведение, стремление к доминированию
Игнорирование просьб учителя «с первого раза»
Громкие комментарии о внешности или поведении других
Организация групп «против» кого-то
Подшучивания, которые «как бы безобидные»
У молчаливых свидетелей:
Старательно «не замечают» происходящего, избегают любых конфликтов и столкновений
Постоянно оглядываются на реакцию других, прежде чем что-то сказать
Избегают высказывать собственное мнение, особенно когда оно может кого-то поддержать
При групповых решениях ждут, пока выскажутся другие, и присоединяются к большинству
Диагностические инструменты для классного руководителя
Анкета безопасности класса
Проведите анонимное анкетирование через 3-4 недели после начала учебного года.
Вопросы для 5-7 классов:
В нашем классе я чувствую себя: безопасно / нормально / тревожно
Если у меня будут проблемы, я могу обратиться к: (список одноклассников и взрослых, вам будет важно увидеть, кто в него попадёт)
У нас в классе есть люди, которых часто обижают: да / нет
Если я вижу, что кого-то обижают, я: заступлюсь / расскажу взрослому / поищу причины / ничего не сделаю / не знаю
Вопросы для 8-11 классов (можно добавить к первому списку):
Если бы ваш младший брат / сестра пришли в наш класс, вы бы беспокоились за их безопасность и настроение?
Есть ли в классе человек, за которого вам было бы неловко перед друзьями из другой школы?
Случалось ли вам промолчать, когда хотелось заступиться, но было неудобно или страшно?
Если бы вы переводились в другую школу, что бы рассказали о нашем классе новым друзьям?
Бывает ли, что вы соглашаетесь с мнением большинства, хотя внутри думаете по-другому?

Метод наблюдения «Скрытая камера»

Упражнение «Термометр класса»
Скачайте набор карточек
Создание культуры взаимопомощи
Система взаимной поддержки
Техника «Круг заботы». Каждый ученик получает имя одноклассника (случайно вытягивает из шляпы) и становится его «тайным ангелом-хранителем» на неделю. Задача — замечать хорошее в этом человеке, помогать и поддерживать. В конце недели угадывают, кто был их «хранителем».
Ящик благодарностей. Установите коробку, куда дети могут бросать записки с благодарностями одноклассникам и учителям. Раз в неделю читайте их вслух (без указания авторов). Это помогает замечать добрые поступки и создает позитивную атмосферу.
Дежурство парами. Назначайте дежурных не по одному, а парами 2 + 2 из разных микрогрупп. Это создает возможности для общения между детьми, которые обычно не взаимодействуют.
Развитие эмпатии через совместные проекты
Проект «Наши истории». Каждую неделю один ученик рассказывает что-то важное о своей семье, традициях, увлечениях, мечтах. Остальные готовят вопросы, но не личные и конкретные, а проявляющие интерес. «Как ты этому научился?», «А что самое сложное в этом твоём увлечении?»
Акция помощи. Найдите проект, где класс может помочь тем, кому сейчас это важно: сбор вещей для приюта животных, письма пожилым людям, праздник в детском саду. Совместная забота о других объединяет и развивает сочувствие.
Протоколы раннего реагирования
Алгоритм действий при первых сигналах травли.
Уровень 1. Микроагрессия (подколы, исключение из совместной деятельности)
Немедленные действия:
Остановите ситуацию спокойно, но четко: «Стоп. Мы так не говорим»
Переключите внимание на конструктивное: «Давайте подумаем, как решить эту задачу вместе»
Поговорите с инициатором отдельно: не обвиняя, а объясняя влияние его слов
В течение дня:
Найдите возможность поддержать того, кого задели
Организуйте деятельность, где «пострадавший» может проявить себя с лучшей стороны
Понаблюдайте, не повторяется ли паттерн
Уровень 2. Систематические насмешки, изоляция
Немедленные действия:
Индивидуальная беседа с ребёнком, который подвергается травле
Выясните масштаб проблемы: как часто, кто участвует, есть ли физическое воздействие
Заверьте, что будете решать проблему и обеспечите безопасность
В течение недели:
Беседы с родителями всех участников ситуации (без обвинений и требований, подробнее в следующем разделе)
Привлечение школьного психолога
Изменение рассадки, групп для проектов
Усиление наблюдения
Уровень 3. Открытая травля, физическое воздействие
Немедленные действия:
Обеспечение безопасности жертвы
Документирование всех фактов
Информирование администрации школы
Экстренная связь с родителями
Разговор с различными участниками
С потенциальной жертвой:
«Я заметил, что тебе сложно в классе. Расскажи, что происходит»
Не давайте советов типа «не обращай внимания» или «дай сдачи»
Заверьте в поддержке: «Мы обязательно это решим. Ты не виноват»
Обсудите план действий: «К кому ты можешь обратиться, если это повторится?»
С агрессором:
Говорите о поведении, не навешивая ярлыки: «Твои слова расстроили Машу»
Выясните мотивы: «Что ты чувствовал в тот момент?»
Объясните последствия: «Когда ты так говоришь, люди начинают тебя избегать»
Предложите альтернативы: «Как ещё можно было выразить недовольство?»
Со свидетелями:
«Что вы видели? Как себя чувствовали?»
Объясните их роль: «Молчание часто воспринимается как согласие с негативными действиями»
Научите безопасным способам помощи: «Можно отвлечь обидчика, позвать взрослого, поддержать пострадавшего после»
Работа с родителями: союзники или препятствие?
Информирование без обвинений
Родителям жертвы:
Сосредоточьтесь на фактах, избегая эмоциональных оценок
Расскажите о принятых мерах и планах
Попросите понаблюдать за ребёнком дома: изменения в поведении, нежелание идти в школу, проблемы со сном и питанием
Родителям агрессора:
Избегайте ярлыков: не «ваш ребёнок хулиган», а «произошла ситуация»
Спросите, замечают ли они что-то дома
Обсудите единую стратегию: какие правила важны и дома, и в школе
Родителям свидетелей:
Объясните важность их позиции для атмосферы в классе
Поговорите о том, как научить ребёнка безопасно помогать другим
Попросите поддержать дома разговоры о дружбе и взаимопомощи
Подробную инструкцию и рекомендации от психологов вы найдете в бесплатных памятках проекта «Каждый важен» — «Инфоматериалы родителям ребенка жертвы / агрессора / свидетеля».
Родительское собрание по профилактике
Проведите в первой четверти собрание на тему «Мой ребёнок и другие: как научить дружить, а не конкурировать». Можете выбрать более общую, но не менее важную тему «Социальные навыки детей: инструкция для родителей»
Расскажите о важности первых недель для формирования отношений
Объясните, как родители могут поддержать ребёнка, не решая за него все проблемы
Обсудите единые правила: что недопустимо ни дома, ни в школе
Инструменты самопомощи для педагога
Профилактика эмоционального выгорания
Работа с буллингом тратит очень много ваших сил и эмоций. Важно заботиться о себе:
Ведите дневник успехов. Записывайте даже небольшие позитивные изменения: «Петя сегодня помог Амиру с проектом», «Маша впервые сама заступилась за одноклассницу».
Ищите поддержку у нетоксичных коллег. Обсуждайте сложные ситуации с другими педагогами, школьным психологом. Свежий взгляд часто помогает найти решение.
Помните о границах ответственности. Вы можете создать безопасную атмосферу в классе, но не можете контролировать все аспекты детских отношений. Делайте что можете, привлекайте помощь, когда нужно.
Для классных руководителей из Москвы и области есть возможность записать класс на бесплатную программу «Каждый важен». Это цикл из восьми занятий по полтора часа каждое, которые проводят профессиональные психологи. Программа работает с классом в целом, чтобы поддержать или создать атмосферу взаимного уважения и научить детей безопасно помогать друг другу.
Скачайте набор карточек
Травля в школе: инструменты раннего реагирования
Инструкцию подготовили

Анна Макарчук
канд. пед. наук, психолог, директор Центра толерантности Еврейского музея

Ольга Протасова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим