
Новикова Мария Александровна
Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.
Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].
Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.
Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.
Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.
Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.
Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.
А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.
Чтобы получить свой статус и поддерживать его, агрессору нужно:
В ситуации травли всегда есть определенный набор ролей:
Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.
Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.
Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.
Последствия вовлеченности в травлю:
«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!»
«Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли»
В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке: «Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»; «Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»; «Присоединяться к буллингу — неправильно»; «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»; «Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле».
А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%. «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»
Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8.
«Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».
«Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии».
Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:
Перед разговором с детьми соберите у коллег по возможности больше информации и обязательно отслеживайте процесс на всех этапах, и не останавливайтесь, как только травля прекратилась.
Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.
У кого шанс стать «выделенным» выше?
Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва:
Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный. Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы.
Техники:
Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Понравился материал? Расскажите другим