
Свир Мария Сергеевна
Руководитель программы "Травли Net", педагог-психолог
Руководитель программы «Травли Net» рассказала, почему важно говорить о проблеме буллинг и какие профилактические мероприятия можно провести в школе.
Травля — это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы.
«Согласно данным международной статистики, каждый третий ребенок в мире страдает от буллинга. В России статистика довольно условна, потому что исследований по этой теме очень мало. Тем не менее, мы точно знаем, что 58% детей сталкиваются с травлей в интернете и участвуют в ней, а около 30% детей сталкиваются с травлей непосредственно в школе».
Мифы о буллинге
Доказано, что травля оставляет очень серьезные последствия у каждого участника, как у жертвы, как у агрессора, так и у наблюдателя. Если в классе происходит травля, то одну из важнейших ролей в этом процессе играет учитель, который может ее остановить.
Обычно при конфликте силы равны. При травле существует целая группа агрессоров и есть жертва. Травля – это всегда систематическое и долговременное действие. Конфликт же случается единовременно. Травля всегда причиняет очень сильную боль жертве. При конфликте обе стороны испытывают определенные эмоции, но они не имеют последствий в дальнейшем. Если мы говорим о конфликте, то есть смена ролей, а в травле она отсутствует.
Буллинг происходит поэтапно. Начинается все с психологического давления. Если на этом этапе учитель, педагог или воспитатель не пресекает подобное поведение, то наступает следующая стадия — физическая травля. Третий этап — это бойкот, который наносит сильнейшее эмоциональное потрясение жертве.
На сегодняшний момент нет единой теории, отвечающей на этот вопрос. Наиболее распространенное суждение гласит, что дети не выбирают школу, в которую они поступают, их одноклассники не объединены общими интересами, кроме того в классе присутствует страх быть отверженным и формируется зависимость от среды.
К сожалению, очень маленький процент детей рассказывает о травле в школе своим родителям. И важно объяснить ребенку, что нужно обсуждать проблему. Это необходимо, чтобы дети не видели причину травли в себе и не замыкались. Самое главное — протянуть руку помощи и помочь остановить довлеющую ситуацию, происходящую в классе.
Не нужно ждать, что это пройдет само, и уговаривать детей перетерпеть. Толерантность не имеет никакого отношения к терпимости, помните об этом. Толерантность — это способность решить ситуацию, в которой тебе некомфортно, приемлемыми способами.
Не нужно искать причины и объяснения, они не помогут вам решить проблему, начинайте работать. Не путайте травлю и непопулярность. Для этого поговорите с «жертвой», выясните ситуацию, не давите. Больше наблюдайте со стороны, проводите педагогически игры, чтобы «считать» атмосферу. Не нужно считать травлю проблемой только жертвы. Агрессия — это всегда реакция на собственные проблемы. Не давите на жалость детскому коллективу. Это не работает, а злит. Взрослый, «выгораживающий» жертву, наносит ей больший вред.
Не принимайте правила игры. Не закрывайте глаза. Не договаривайтесь, обещая что-то взамен, если дети откажутся от травли. Это не игра, это правила, равные для всех.
Обозначить ситуацию: признать ее существование. Назначить ответственного взрослого для противодействия. Проконтролировать, чтобы ответственный взрослый провел беседу с группой. Во время этой беседы поговорите с детьми о моральных и этических аспектах. Без морализаторства, без теории и презентаций. Лучше, если вы приведете пример, попросите его разобрать, встать на место «обидчика» и «жертвы», проиграть ситуацию как в театре. Вместе с детьми (тут работает только со-творчество) выработать и установить новые правила в коллективе, где будет безопасно каждому.
Сегодня после трех месяцев дистанционного обучения широкое распространение получило такое понятие, как кибербуллинг. К сожалению, о такой форме травли дети чаще всего не рассказывают никому.
Кибербуллинг — это систематические оскорбления и угрозы в интернете (социальные сети, форумы, видеопорталы) или с помощью sms и звонков.
«Почему кибертравля крайне опасна? Во-первых, она преследует ребенка везде и может происходить круглосуточно. Кроме того, кибертравля носит анонимный, вирусный и повторяющийся характер. Поэтому мы советуем проводить с детьми занятия по кибербезопасности».
Мы проводим тренинги по антибуллинговой безопасности. Приходим в школы и очно проводим серии из 5 занятий. Готовим учителей и административный состав учебных заведений, а также проводим общешкольные марафоны по антибуллинговой безопасности, помогаем выстроить правила и структуру антибуллинговых занятий с детьми. Наша цель — вместе разобраться в сути явления, формировать нетерпимость к травле, продвигать ценности ненасильственного обучения и освоить эффективные способы предотвращения и искоренения школьной травли, создавая безопасную среду для ребенка в школе.


Руководитель программы "Травли Net", педагог-психолог
Понравился материал? Расскажите другим